Представляется также правомерным использовать выделенные В. В. Краевским структурные звенья педагогической науки применительно к методике обучения иностранным языкам. В. В. Краевский отмечает, что педагогическая наука как разветвленная область общественной деятельности включает в себя все виды знаний и процедур, существующих в научном познании, в их соотнесенности с производственной деятельностью (по схеме «наука — техника — производственная деятельность»), и выделяет следующие звенья педагогики: 1) методологические исследования; 2) фундаментальные исследования; 3) прикладные исследования; 4) опытно-конструкторские разработки — проектирование, конструирование и испытание нового продукта; 5) изобретательскую и рационализаторскую деятельность ; 6) собственно производственную деятельность — замыкающее структурное звено цепи, связывающее науку и производство.
В методике обучения иностранным языкам как науке в принципе можно выделить те же структурные звенья, однако нельзя не отметить, что наиболее слабыми из них являются методологические и фундаментальные исследования, а также опытно-конструкторские разработки, опирающиеся на научный эксперимент.
Несмотря на это, можно, вероятно, утверждать, что в принципиальном плане методика обучения иностранным языкам — в такой же мере теоретическая наука, как и прикладная, ибо в противном случае ее нельзя рассматривать в качестве теоретической основы практической деятельности.
Педагогика включает общетеоретические и прикладные знания; в ней находят место кроме широких обобщений (понятий, закономерностей, законов) также нормы педагогического действия (принципы, правила). Педагогика, так же как и медицина, не сводится к теории; она вооружает практику и прямыми рекомендациями. Но это не дает оснований для того, чтобы отрицать теоретические задачи педагогических наук».
С нашей точки зрения, все сказанное в адрес педагогики имеет отношение и к методике обучения иностранным языкам как науке. Используя сравнение с медициной, можно отметить, что в любом исследовательском плане как методика, так и медицина должны не только опираться на теорию, но и создавать ее, и в этом плане они являются науками теоретическими. В плане практического приложения полученных данных (в медицине практика здравоохранения, в методике — процесс обучения и воспитания) — это науки прикладные. Различие, однако, в том, что медицина имеет свою, разработанную и достаточно строгую методику исследования, а методика пользуется в основном методами смежных наук, что, вероятно, закономерно, ибо обусловлено ее местом среди этих наук (впрочем, и медицина использует методы исследования других наук, например химический анализ и т. п.).
Для того чтобы усилить «опережающую» роль теории по отношению к практике, необходимо укрепить два первых структурных звена методики, объединив их в одно (методологические и научно-фундаментальные исследования), а также более широко использовать в методике передовые методы исследования смежных наук (например, психологический эксперимент). Применение системно-структурного анализа нам представляется одним из шагов в этом направлении.
Если вернуться к определению методики как науки и вспомнить, что объект ее — вся совокупность реальных педагогических явлений, связанная с обучением иностранному языку, а в качестве ее предмета выступает обобщение множества возможных моделей систем обучения и что функционирование последних основано на взаимодействии учебного предмета в совокупности его материальных и идеальных форм с методикой как наукой, то можно уточнить существующее определение методики как теории обучения иностранному языку, охарактеризовав ее как теорию данного учебного предмета.