Система упражнений, если их рассмотреть с точки зрения продукта деятельности, состоит из двух типов — структурного и содержательного. Упражнения структурного типа направлены на установление структуры будущего монологического выступления и на обеспечение его адекватности заданной теме. Результатом работы явятся глубинные смысловые вехи, подготовленные благодаря анализу текста. Каждая тема включает не только вехи, относящиеся к предыдущим этапам, но и те, которые развивают умения данного этапа.
Способы презентации зачинов могут быть разными. Учитель может вместе с учащимися разработать зачины в качестве плана выступления; получить их от учащихся путем наводящих вопросов; предложить учащимся серию картинок или ключевые слова и выражения для оформления зачинов. Упражнения структурного типа являются основой для упражнений содержательного типа, направленных на обеспечение производным материалом каждого зачина, на раскрытие глубинной смысловой вехи. Учащиеся получают некоторые инструкции для развития зачина: Tell the class how your friend heard about the film; where and when you decided to meet, whether it was difficult to get tickets.
Инструкции содержат ключевые слова и словосочетания, которые понадобятся в ответах. В другом варианте эти ключевые слова могут быть предложены в виде списка после задания и зачина.
Учитель может контролировать количество фраз в выступлениях учащихся, включая большее или меньшее число команд в инструкции каждого зачина.
С целью уменьшения или полного исключения словесных опор вместо инструкций можно использовать серию картинок или краткий диафильм, где изображаются ключевые моменты рассказа. Но даже если удается достаточно конкретно и недвусмысленно изобразить все действия персонажей в картинках, ограниченность наглядных средств для этой работы ясна: они не могут обеспечить опорный языковой материал, который является эффективным способом управления речевой деятельностью учащихся.
Упражнения содержательного типа имеют исключительно важное значение при обучении монологической речи, развивая механизмы упреждения и дискурсивности. Механизм упреждения обеспечивает умение видеть в каждой глубинной смысловой вехе возможности ее раскрытия, строить программу развития микросюжета. Любые из перечисленных приемов обучения (инструкции-команды, опорные фразы, картинки) направлены на выработку этого умения, с тем чтобы ученик в дальнейшем мог самостоятельно решать подобные проблемы. Механизм дискурсивности дает возможность наполнения программы такими частными сведениями, которые превращают ее из голой схемы в сообщение. У учащегося появляется умение достаточно детально развивать глубинные смысловые вехи своих выступлений. Механизм дискурсивности предполагает также умения в переносе. Они формируются в специальных инструкциях, направленных либо на иллюстрацию зачина, либо на сравнение, либо на доказательство достоверности зачина.
Особое значение в предлагаемой системе имеют упражнения, направленные на увеличение самотоятельности учащихся. Это достигается уменьшением количества опор. Задания для снятия опор могут быть разными: можно дать одну только тему без зачинов строф и без инструкций или одни только зачины или оставить только зачин самой трудной, модальной строфы. Хорошо на этом этапе работы дать несколько картинок без подписей, которые отражают не конкретное содержание строф, а только ключевые моменты высказывания. Упражнения этого типа, консолидируя вновь сформированные умения, в то же время выполняют ясно выраженную контролирующую функцию, понятную не только учителю, но и учащимся.