В предлагаемом подходе глубинные смысловые вехи, выделенные как «зачины» прозаических строф высказывания, являются подготовленными элементами устной композиции. Целесообразно использовать не более трех-четырех «зачинов» в выступлении, состоящем из 12-20 предложений, т. е. пропорция подготовленной и неподготовленной речи будет один к четырем-пяти. Количество глубинных смысловых вех, предлагаемых учителем для самостоятельного выступления учащихся, не может быть велико, ибо они должны ассоциироваться с определенными темами и возникать в памяти при назывании этих тем. Количество вех может быть одним из критериев, определяющих этап развития умения выступать по теме. В соответствии с полученными экспериментальными данными можно говорить о двух глубинных смысловых вехах на младшем этапе, трех-четырех — на старшем этапе.
Каждая глубинная смысловая веха является микро-темой, которая раскрывается, развивается в прозаической строфе (логическом смысловом единстве). Лингвистика определяет несколько видов прозаических строф, и эти виды релевантны для составления упражнений, направленных на развитие умений создавать и излагать производный (от глубинных смысловых вех) информативный материал. Мы остановимся при разработке упражнений на четырех видах прозаических строф, выражающих: доказательство или объяснение, иллюстрацию, дополнительные сведения, личное отношение.
Попытка создать группировку тем и установить вероятные элементы, входящие в выступления, продиктована необходимостью вести подготовительную работу для создания упражнений, обучающих выступлению по теме. Группировка выявляет некоторые характеристики, с которыми необходимо считаться при составлении упражнений. Число тем, которые мы назвали объективными, примерно равно числу тем субъективных. Это значит, что тексты играют большую роль как источник информации для выступления учащихся. Виды прозаических строф, которые предлагаются здесь на основе анализа ученических выступлений по темам, показывают, что учащиеся чаще всего ограничиваются конкретными фактами в своих выступлениях, они редко включают доказательства или объяснения этих фактов. В выступлениях учащихся, как правило, отсутствует личностная оценка излагаемой информации. Все сказанное свидетельствует о необходимости специально обучать монологической речи на иностранном языке. Нельзя рассчитывать на перенос умений из родного языка.
Если исходить из характера информации смыслового содержания прозаических строф, система обучения монологической речи по теме состоит из четырех этапов, на каждом из которых развивается определенное умение: I — мобилизация опыта; II-— последовательность изложения; III — перенос информации и ее интеграция; IV — выражение личного отношения к излагаемым фактам («модальный этап»). Эти этапы строятся один за другим, каждый последующий этап включает умения, выработанные на предыдущих этапах.
Приступая к изложению системы упражнений для развития умений в монологической речи по теме, отметим, что монолог как вид речевой деятельности имеет психологические характеристики, необходимые для всякой деятельности: ориентировочную основу, учебный материал (объект деятельности) и правило действий (входящих в деятельность). Ориентировочная основа состоит из названия темы выступления и глубинных смысловых вех — зачинов прозаических строф. В качестве объекта деятельности выступает содержание строф, производный от глубинных вех материал, предназначенный для их раскрытия. При этом производный материал рассматривается и со стороны его информативного, смыслового характера, и со стороны языкового оформления мыслей. Правила введения материала в действие содержатся в инструкциях, по которым учащиеся раскрывают глубинные смысловые вехи, составляя прозаические строфы. Чтобы установить глубинные смысловые вехи прозаических строф, учитель (автор учебника) должен иметь ясное представление о предполагаемом выступлении своих учеников, должен сам прогнозировать тексты возможных выступлений учащихся на основе имеющегося в их распоряжении языкового запаса, анализировать эти тексты, извлекать из них глубинные смысловые вехи. Путем анализа текста устанавливается характер составных прозаических строф и выделяются ключевые слова, которые в дальнейшем обеспечат управление процессом создания прозаических строф.