Следующий этап развития монологической речи по теме характеризуется развитием умения в интеграции мыслей и их последовательном изложении. Бытовой рассказ, сочинение строится из цепи событий или последовательных фактов. Для полного развития нужно не только новое речевое умение, но и соответствующий языковой материал, в частности форма прошедшего времени глагола. Именно развитие умений в интеграции и последовательном изложении с использованием новых языковых явлений дает возможность раскрыть такие темы, как Summer vacation; My biography; An excursion; Mikhail Lomonosov, etc.
Глубинные смысловые вехи этого этапа обучения отличаются тем, что они представляют собой последовательные этапы развития сюжета во времени. Если на первом этапе смысловые вехи и строфы часто могли бы поменяться местами, если внутри строф последовательность фраз не имела значения, то здесь такой свободы нет. Это не значит, что глубинная смысловая веха должна всегда стоять в начале строфы.
На третьем этапе развития выступления по теме вырабатывается новое умение: перенос и интеграция информации в новую речевую ситуацию с целью обогащения самостоятельного выступления. Выступая по теме, учащиеся должны привлекать факты из прочитанного.
Высший этап обучения выступлению по теме в школе характеризуется развитием умения выражать свое личное отношение к излагаемым фактам, событиям, высказывать критическую оценку. Учащиеся должны предварительно, в до-речевых упражнениях, усвоить ряд модальных вводных словосочетаний: То my mind; There is no doubt; It's quite clear; I'm not sure; Everybody knows; People say, etc. Включение таких словосочетаний в зачин прозаической строфы дает возможность выступающему выразить свое личное отношение к излагаемым фактам.
Вопросы отбора модальных вводных словосочетаний, их включение в зачины смысловых вех требуют дальнейшего исследования, как и вопрос о степени самостоятельности выступления по теме, о допустимости включения в выступление части прочитанного текста или информации, полученной из различных источников. Дальнейшего исследования требует и вопрос о тематике самостоятельных выступлений в школе. Попытка делить темы программы на субъективные и объективные , была предпринята с целью установить этапы развития умения, выступать, охарактеризовать динамику развития этого, умения. Однако для удовлетворения требования адекватного раскрытия тем, особенно после первого этапа, необходимо взаимное проникновение информации по двум видам тем, в частности перенос объективной информации в выступления по субъективным темам. Следовательно, для каждого этапа после первого необходимо установить такие объективные темы, информативный материал которых можно легко и естественно включить в выступления по субъективным темам.
Необходимо также поднять вопрос о стимулировании монологической речи учащихся, о правомерности включения этого вопроса в число методических проблем. Опыт подсказывает, что, если учащийся молчит или говорит очень мало, это происходит не из-за отсутствия внутренних стимулов, а из-за отсутствия необходимой информации, из-за неумения строить программу выступления, а также из-за неимения необходимых для выражения мыслей языковых средств.
Итак, система упражнений для развития умений в монологической речи по заданной теме включает два типа упражнений: I — структурный (или структурно-логический), имеет своей целью установление глубинных смысловых вех будущего выступления по теме и их оформление в виде зачинов прозаических строф текста выступления; II — содержательный, состоит из двух подтипов. Первый из них направлен на развертывание каждого зачина в прозаическую строфу, характер которой соотносится с усвоенными ранее и усваиваемыми на данном этапе обучения умениями монологической речи. Действия учащихся управляются рядом опор-инструкций, содержащих ключевые, тематически окрашенные языковые элементы для развертывания строфы. Второй подтип содержательных упражнений характеризуется увеличением объема задания и уменьшением количества опор (сначала опор-инструкций по отдельным строфам, а затем полное или частичное сокращение заранее подготовленных зачинов строф).
Предлагаемая система в целом обеспечивает управляемый характер обучения монологическому выступлению по всем темам программы, а также по однородным темам, для которых у учащихся имеется адекватный языковой запас.