В естественной неучебной речи между умением говорить в связи с ситуацией и умением передавать содержание прочитанного, увиденного, услышанного нет резких различий. И в том и в другом случае говорящий включает информацию из разных источников, приводит мысли известного автора или просто услышанное от других людей («Некоторые люди считают, что...»), дает свои комментарии, свою интерпретацию, высказывает свое мнение, делает выводы. Задача обучения монологической устной речи состоит в том, чтобы научить школьников употреблять в своих высказываниях информацию, полученную как из объективных, так и из субъективных источников. Исследования советских ученых-методистов в последнее время ведутся именно в этом направлении.
Анализ смыслового содержания текстов тематического характера показывает, что они построены на информации, которую можно разделить на две общие категории: небольшое число обобщений, являющихся глубинными смысловыми вехами текста, и производный материал. Первые составляют смысловой стержень композиции, показывают логику развития изложения, определяют «о чем говорить», являются отправными пунктами для полного раскрытия сюжета. Для развития самостоятельного высказывания учащихся глубинные смысловые вехи имеют большое значение: не выделить их в процессе чтения и аудирования — значит ограничить использование всей полученной информации в собственном выступлении.
Методическое деление информации текста на глубинные смысловые вехи и производный материал нельзя понимать как отношение главного и второстепенного или обязательного и факультативного. Производный материал, его смысловое содержание должны быть объектом обучения наряду с глубинными вехами. На овладение производным материалом должны быть направлены специальные упражнения. Включение в текст выступления производного материала зависит от индивидуальности учащегося, от его знаний и опыта, уровня владения языковым материалом. В результате самостоятельное выступление по теме представляет собой чередование «жестких» и «гибких» элементов, которые в системе обучения соответствуют подготовленной и неподготовленной речи. Вместе они могут представить собой основу для обучения монологической речи по теме.
Анализ учебников и практики школы свидетельствует о том, что в педагогическом процессе используются такие задания, как составление плана для самостоятельного высказывания, выделение основной мысли текста, передача содержания абзаца одним предложением, озаглавливание частей текста, абзацев и т. п., а это и есть не что иное, как выделение смысловых вех. Однако эта работа не носит целенаправленного характера. Для того чтобы ее организовать и придать ей управляемый характер, необходимо прежде всего определить, каким темам (ситуациям) объективного и субъективного характера соответствуют те или иные смысловые вехи.
Обобщим методические требования к смысловым вехам. Они должны: отражать значимый раздел темы; быть достаточно обобщенными, чтобы допускать вариативное развитие, раскрытие темы; выражать законченную мысль и в то же время стимулировать дальнейшее развитие этой мысли; в своей совокупности представлять общий план всего высказывания.
К изучению глубинных смысловых вех существует два подхода: полная неподготовленность речи и определение смысловых вех (и прозаических строф вообще) самими учащимися; выступления учащихся на основе готовых моделей, включая глубинные смысловые вехи и производный материал. Анализ педагогического процесса в школе показывает, что учащиеся не могут самостоятельно определить и сформулировать глубинные смысловые вехи на иностранном языке. Они выбирают такие отправные фразы, которые не могут быть развиты в прозаические строфы и являются частными элементами композиций, а не обобщенными ключевыми моментами, в результате их высказывание ограничивается двумя-тремя фразами. Когда же учащиеся действуют на основе готовой модели, они часто не в состоянии переносить языковой материал в новую речевую ситуацию. Итак, применяемые изолированно, названные подходы не дают положительного эффекта в процессе обучения монологической речи, но при объединении их в единую систему можно успешно развивать это сложное умение. Так, чтобы достичь удовлетворительного выступления по всем темам школьной программы, необходимо обеспечить запоминание некоторых основных смысловых положений, не ограничивая при этом творческие возможности учащихся (в выражении их собственных мыслей, личного отношения к сообщаемым фактам). Одни элементы выступления по теме могут представлять собой подготовленную речь, в то время как другие создаются в ходе изложения.