Информационно-развивающие методы. Объяснение — наиболее часто используемый метод обучения, предусматривающий сообщение преподавателем основных сведений, подтверждение их примерами, демонстрацией учебно-наглядных пособий, записями на доске, а также обращение к учащимся с вопросами для активизации их познавательной деятельности. Следит преподаватель и за тем, чтобы учащиеся делали записи в своих тетрадях.
Объяснение направлено на выделение и определение сущности свойств изучаемого объекта, его внутренней структуры и связей с другими объектами. Оно будет достигать цели, если студенты осознают познавательные задачи, вызывающие их активное отношение к новой теме.
Объяснение сочетает в себе и слово, и наблюдение по поводу объясняемых явлений разными способами: примерами из природы, на экскурсии, во время эксперимента либо лабораторной работы или опосредствованным путем — с помощью кинофильма, рисунка, таблицы, чертежа на доске и т.п.
Различают несколько типов объяснений:
- генетические. Показывают, как объясняемый объект стал таким, каким он является;
- причинные. Устанавливаются причины возникновения явления и его связи с другими объектами;
- функциональные. Раскрывают специфику функционирования объекта;
- структурные. Направлены на объяснение взаимосвязи и взаимодействия элементов объекта.
По способу рассуждения объяснения обычно подразделяют на дедуктивные и индуктивные. Нередко особо выделяют объяснения по аналогии.
Важно то, что любое объяснение направлено на объективизацию понимания студентами сути, смысла явления.
Понимание — процесс установления связи известного и неизвестного, нового с уже известным; составления правильного понятия.
Понимать объяснение — значит воспроизвести в сознании или в речи толкуемую объясняющим ситуацию — идеальную, заданную абстракциями, знаками, терминами, словами.
Эффективность объяснения достигается при соблюдении ряда условий, касающихся как преподавателей, так и студентов:
1) у обучаемых должны быть достаточно действенные мотивы, заставляющие их быть активными, применять изученное, действовать, искать;
2) преподавателю нужно позаботиться о создании комфортной обстановки на занятии, исключающей проявление студентами робости, скованности, страха перед возможными неудачами;
3) студенты должны свободно владеть уже пройденным материалом;
4) они должны владеть логическим умением сравнивать, выделять главное, доказывать и опровергать, а также техническими навыками, способностью искать нужные данные в справочной литературе, подбирать литературу по конкретному вопросу и т.п.;
5) преподавателю важно выбрать языковую форму объяснения. Так, оно должно состоять по преимуществу из коротких предложений и коротких, часто употребляемых слов, таких, как: «если... то...», «все», «некоторые», «являются», «либо... либо...» и т.п.;
6) много значит уместная образность; без нее не бывает хорошего объяснения;
7) особую роль играет так называемый дидактический акцент, т.е. умение педагога выделить главное, обратить на него внимание студента посредством возвращения в новом контексте к одной и той же мысли, интонации или логической паузы.
И самому преподавателю, и его студентам должно быть ясно, что полнота объяснения бывает лишь относительной. Всегда можно дополнить объяснение новыми сведениями в зависимости от программных требований, от знакомства объясняющего с другими элементами и связями трактуемого материала, от индивидуальных особенностей того или иного учащегося, от педагогического мастерства того или иного учителя.
Главный принцип объяснения — «Все необходимое и ничего лишнего!».
Необходимое определяется:
- существенностью элементов объяснения;
- последующим применением этих элементов в практической деятельности обучаемых;
- наличием возможного опыта студентов относительно объясняемых явлений.
В связи с этим нет необходимости объяснять им то, что они в состоянии постичь сами. Но в остальных случаях пропуск важных для понимания подробностей — серьезнейший, непростительный недостаток объяснения. Полнота объяснения — важное его достоинство.