Рассказ — монолог преподавателя, сообщение о событиях, фактах, явлениях для конкретизации теоретических положений.
Особенностями рассказа являются артистичность, выразительность речи педагога, высказывание им своего оценочного суждения. Рассказ нередко сопровождается вопросами педагога к учащимся.
Вопрос — один из приемов словесного метода. Классификация вопросов выглядит следующим образом.
С точки зрения познавательной функции:
- познавательные;
- репродуктивные;
- проблемные.
По отношению к цели обучения:
- узловые вопросы, когда ответы на них служат непосредственному раскрытию изучаемой темы;
- наводящие вопросы, если верный ответ подготавливает обучаемого к пониманию узлового ответа.
По составу:
- простые;
- сложные. Образуются из простых с помощью союзов и, или, если, то.
В логическом плане:
- открытые, т. е. обладающие неоднозначным смыслом и позволяющие дать ответ в свободной форме (например, билеты на экзаменах). Постановка открытых вопросов отличается значительной неопределенностью в своих требованиях к структуре и содержанию ответов;
- закрытые, т.е. строго лимитирующие отвечающего, требующие точных, определенных ответов в виде одного-единственного повествовательного предложения («Да», «Нет»).
Лекция (от лат. lectio — чтение) — систематическое устное изложение материала. Как метод обучения основана на косвенной или непосредственной передаче информации преподавателем студенческой аудитории. Дидактическая цель лекции — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Главный стержень лекции — научность, доказательность и аргументированность ее теоретических положений. С точки зрения учебной технологии на лекции активно работают методы дедукции, индукции, сравнения. В подготовке лекции выделяют четыре группы условий: первая группа относится к разработке структуры лекции; вторая группа условий направлена на оптимальное распределение времени по каждому вопросу лекции, обеспечение ее дидактическими средствами обучения; третья группа условий связана с профессионализмом преподавателя, проводящего лекцию, и четвертая предполагает наличие у него навыков анализа и самоанализа результатов.
Репродуктивные методы. Упражнение — это многократное выполнение какого-либо действия для приобретения навыков и получения более совершенных умений.
Одно из самых распространенных методов обучения, оно позволяет одновременно осуществить две задачи обучения: и учесть индивидуальные возможности обучаемого, уровень его самостоятельности, нужный для выполнения упражнения, и отработать определенную систему практических профессиональных умений и навыков.
Различают упражнения для отработки практических действий и интеллектуальные упражнения.
Упражнения для отработки практических действий направлены на отработку алгоритма решения типовых профессиональных задач, т.е. тех задач, которые нужно будет решить будущему специалисту в соответствии с его функциональными обязанностями, например, распространением листовок.
Интеллектуальные упражнения направлены на выработку логических умений и навыков. В ходе таких упражнений студенты учатся анализировать, синтезировать, обобщать имеющуюся учебную информацию, представленную в виде текстов, моделей, графиков, таблиц, схем.
Как разновидность этих двух видов упражнений можно назвать имитационные упражнения — активный метод обучения, отличительной особенностью которого является наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или оптимального решения проблемы.