Исследовательский метод. Проблемное обучение, предполагающее самостоятельное учебное исследование, которое учащиеся выполняют индивидуально, малыми группами в лабораториях или непосредственно на производстве, а затем докладывают о его результатах на учебных занятиях, обосновывая или подтверждая таким образом изучаемый теоретический материал курса.
Как исследование можно рассматривать метод проектов.
Данный метод позволяет решить задачу развития познавательных навыков студентов и формирования у них умения самостоятельно конструировать свои знания. Выполнение проекта требует от них развитого критического мышления, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать данные из разных областей научного знания для решения поставленной задачи. Эффективность метода проектов определяется тем, что у студентов вырабатываются такие важные личностно-профессиональные качества, как творческий подход к делу, инициативность, организованность, аккуратность, терпеливость. Работа над проектом повышает учебную мотивацию студентов, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, позволяет им учиться на собственном опыте и опыте других не гипотетически, а конкретно, что приносит удовлетворение студентам, поскольку они видят продукт собственного труда.
Для преподавателя данный метод тоже значим, поскольку он позволяет педагогу использовать множество дидактических подходов, поддерживать педагогические цели на всех уровнях и личностную ориентированность педагогического взаимодействия между всеми участниками проекта.
Проекты всегда выполняются самостоятельно. Они могут быть краткосрочными, т.е. продолжаться всего несколько занятий, средней продолжительности — от недели до месяца и долговременными — от одного до нескольких месяцев. Их виды:
- практико-ориентированные, т.е. направленные на учебно-методическое обеспечение процесса обучения по предмету; конечным результатом проекта становятся словари терминов, тесты для контрольной проверки знаний, опорные схемы;
- информационные, направленные на обработку какой-либо информации; по своей форме они напоминают рефераты или доклады;
- исследовательские, приближенные к научному исследованию или совпадающие с ним; по своей форме они напоминают курсовые работы;
- монопредметные, межпредметные и надпредметные, или вне-предметные.
Все перечисленные виды проектов имеют четкую структуру. В процессе работы студентов над проектом выделяется несколько этапов:
- организационный, когда происходит формирование мини-групп для выполнения задания. Характерная его особенность — самостоятельное комплектование студентами групп без вмешательства со стороны преподавателя;
- определение и обсуждение главной идеи проекта, когда идет работа по группам. Заключается она в прогнозировании студентами конечного результата создаваемого проекта;
- обсуждение методических аспектов и организация работы над проектом. Этап связан с распределением аудиторного и внеаудиторного времени, затраченного на проект. Время зависит от того, какой проект будут выполнять студенты: краткосрочный или долгосрочный;
- структурирование проекта. Здесь выделяются конкретные виды работ для каждого участника проекта в группе;
- собственно работы над проектом. Здесь весь полученный материал определенным образом структурируется в виде конкретного продукта и проект оформляется;
- презентация. На этом этапе разработчики защищают свой проект, предварительно обсудив форму презентации — устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет и т.д.;
- итоговый этап, когда подводятся итоги проделанной работы над проектом, обсуждаются результаты оценки и самооценки проекта. Оценка проекта происходит по следующим показателям: по глубине содержания; четкости выступления разработчика; степени самостоятельности студента при выполнении проекта; по глубине знаний, которые демонстрируют разработчики проекта в момент его презентации; качеству практической части; по оформлению проекта в целом.
Несмотря на то что проект — это самостоятельный продукт деятельности студентов, следует выделить здесь особенности работы преподавателя. Его роль особенно важна на подготовительном этапе, когда он помогает студентам в поиске научно-методической литературы, а также предоставляет им недостающую информацию.
В момент работы студентов над проектом преподаватель оказывает помощь в постановке целей проекта, может предложить альтернативные идеи, высказать собственные предположения. Он обеспечивает непрерывную обратную связь, поддерживает и поощряет студентов. По ходу защиты проекта, находясь в роли наблюдателя, педагог задает разработчикам уточняющие вопросы, а затем участвует в подведении итогов в роли эксперта.