Методы обучения, направленные на формирование профессиональных умений специалистов.
Важное место в профессиональном обучении играет метод задач. Разберем его особенности.
Задача — это цель, заданная в определенных условиях (А. Н. Леонтьев), реализуемая посредством учебного задания, выполнение которого требует осуществления познавательного акта.
Цель данного метода — вызвать у студентов потребность решения задачи при активном ее восприятии.
Задачи бывают проверочными, учебными, коммуникативными, познавательными. В среднем профессиональном образовании с учетом педагогической практики задачи разделяют по предметной принадлежности: как учебно-предметные, составляющие основы теоретического обучения; как межпредметные, необходимые для практики.
Что же такое задача?
В широком смысле слова задача — это побуждение на основании некоторых данных искать ответ на вопрос, являющийся требованием задачи, определять ее искомые. Основная трудность задачи в том и состоит, чтобы узнать, как именно следует действовать, какими оперировать данными, чтобы удовлетворить ее требованиям.
Необходимость догадки, эвристики, в отличие от алгоритмического характера примеров и упражнений, — отличительная и характерная особенность задач. Поэтому, только решая задачи, можно научиться думать, стать догадливым, тогда как решение примеров и упражнений лишь «набивает руку», приводит к формированию полезных навыков, но не к развитию мышления. В связи с этим при подготовке специалистов в гуманитарных циклах дисциплин используется так называемая познавательная задача.
Задача познавательная — учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляций активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Это явление относительное: то, что для одного студента представляет собой задачу, для другого может оказаться лишь примером или упражнением.
Если взять в расчет индивидуальные особенности учащихся, то одна и та же задача для одного и того же человека может выступать либо как задача, либо как пример — в зависимости от используемого способа решения. Она оказывается поистине многоликой. А любое объяснение представляет собой не что иное, как постановку и решение некоторой познавательной задачи.
Задача будет решена, если студент найдет новый и интересный угол зрения в ответе на вопрос задачи. Нередко для этого необходима так называемая диссоциация — разрыв привычных связей, вызывающих инерцию мышления, скольжение его по проторенным путям.
Как приходит догадка ответа при решении познавательной задачи?
Начальную стадию догадки чаще всего можно себе представить как возникновение связи (ассоциации) между каким-то понятием (суждением) из условия (или требования) познавательной задачи и понятиями или суждениями из имеющегося в распоряжении учащегося запаса сведений.
А затем (очень часто и одновременно) в дело вступает еще один важный инструмент — запас схем логических познавательных операций. В связи с условиями познавательной задачи студент переносит на эти условия ту схему познавательной операции, которая кажется ему наиболее пригодной для данного случая.
Затем проводится проверка, т.е. сопоставление прежде всего с условиями и требованиями познавательной задачи, а также, вообще-то говоря, со всем объемом информации, имеющейся у учащегося, так как она ассоциируется с данной познавательной задачей. И если условия задачи соблюдены, требования ее выполнены, а другой имеющейся информации решение не противоречит, то процесс на этом завершается. Если же возникают какие-либо сомнения, то все начинается снова.
Для студентов педагогических колледжей привычнее всего применение метода анализа (решения) педагогических задач.
Представляя собой лаконично сформулированную педагогическую ситуацию, педагогическая задача требует быстрого и правильного анализа и оперативного решения, поиска выхода из сложившегося положения. Данный метод позволяет развить у студентов аналитические навыки при решении жизненных и производственных задач; способствует правильному использованию имеющейся в их распоряжении информации; вырабатывает самостоятельность и инициативность в решениях; помогает преподавателю сформировать у студентов убежденность в необходимости теоретических знаний.