Старшая ступень обучения.
Аудирование. Понимание монологической и диалогической речи, построенной на стилистически разнообразном языковом материале. Нормативы:
1) темп — нормальный и убыстренный;
2) характер материала — оригинальный, стилистически окрашенный;
3) предъявление — вербальное, однократное, голос любой;
4) способ передачи информации — магнитофон, радио, документальные и художественные фильмы, сообщения студентов и преподавателей.
Говорение. Свободное владение стилистически дифференцированной диалогической и монологической неподготовленной речью в пределах лексического минимума 5000 лексем. Нормативы:
1) характер речевых произведений — пересказ прослушанного, беседа или сообщение по материалам домашнего чтения, по новым темам, аннотирование и реферирование с листа, неподготовленное комментирование и озвучивание документальных и художественных фильмов, проведение дискуссий;
2) характер материала — оригинальный;
3) характер беседы или сообщения — мотивированное использование особенностей стиля, аргументация собственного отношения к прослушанному или прочитанному;
4) время беседы или сообщения — 5-10 минут.
Перечисленные выше требования к обучению устной речи по ступеням не могут, разумеется, рассматриваться как окончательные и бесспорные. Несмотря на некоторую условность нормативов, можно констатировать, что от ступени к ступени устная речь усложняется по объему и самостоятельности высказывания.
Младшая ступень включает в себя, как известно, особое звено, получившее в программах и в учебном плане название вводно-коррективного курса.
Основными задачами комплексного вводно-коррективного курса являются, по меньшей мере, три:
1) выработка основ правильного произношения;
2) автоматизация речевых умений и навыков на ограниченном языковом материале, знакомом, в основном, из курса обучения языку в средней школе;
3) изучение потенциальных возможностей обучающихся.
Существующая форма вступительных экзаменов пока не дает полного и вполне адекватного представления о речевых умениях и навыках абитуриентов (не проверяются навыки письменной речи, умение понимать на слух связный текст, объем оперативной памяти, способность к языку и т.д.).
Своевременное изучение языковой подготовки и общего развития обучающихся позволит преподавателю индивидуализировать учебный процесс, более точно прогнозировать конечные и промежуточные результаты.
В течение вводного курса закладываются лишь элементарные основы обучения устной речи, так как возможности студентов в выборе слов и варьировании структур весьма ограничены.
На 2-4 семестрах происходит быстрое концентрическое нарастание языкового материала. Степень его автоматизации зависит не только от рационально построенной системы упражнений, но и от умелой координации работы всех кафедр, ответственных за языковую подготовку студентов.
Устная речь этой ступени в целом стилистически нейтральна, однако лексический минимум должен включать в себя определенное количество речевых штампов и эмоционально-оценочных структур. На 2 и 3 семестрах усиленно развивается речь диалогического и монологического характера преимущественно подготовленная, на четвертом семестре соотношение между подготовленным и неподготовленным высказыванием становится примерно одинаковым.
Развитие устной речи на средней ступени (5-б семестры) подкрепляется теоретическими дисциплинами. Большой прирост словарного материала и изучение всего нормативного курса грамматики позволяет считать эту ступень переходной от нейтральной подготовленной речи к неподготовленной, стилистически дифференцированной.