Содержание обучения. К содержанию обучения мы относим языковый материал, которым студент должен активно овладеть, и тематику.
Помимо фонетики, грамматики и лексики (см. соответствующие очерки) студент должен усвоить определенное количество речевых штампов.
В стилистике понятия «штамп» или «клише» нередко понимаются как недостаток, свидетельствующий об отсутствии индивидуальности в языке писателя или о неуместности использования шаблонов в языке публицистики. В устной разговорно-литературной речи штампы широко употребительны. Они встречаются в виде свободных и несвободных словосочетаний, целых фраз и их фрагментов.
В лингвистическом плане речевые штампы мало изучены. Не выявлена их частотность, автономность и структурная зависимость в диалогических единствах.
Отбор речевых клише, их распределение по темам и этапам обучения принесло бы большую пользу студентам языкового вуза.
Являясь средством быстрой интеграции, речевые штампы улучшают восприятие и понимание звучащей и письменной речи. Установлено, что после появления в речевом сообщении клише типа Wer da? Wie kommt es? Seien Sie so lieb. Tun Sie mir den Gefallen и др. — создаются условия для прогнозирования следующих за ним реплик. При прохождении каждой новой темы преподаватель должен, как нам кажется, не только активизировать определенный минимум лексики и грамматики, но и составить списки наиболее употребительных и типичных для речевых ситуаций штампов, продумать методику их введения и закрепления.
Общение на любом языке имеет своей целью прием и передачу определенной информации из различных сфер жизни и деятельности людей. Этим определяется круг тем и ситуаций высказывания. В зависимости от образованности человека, от его жизненного опыта и профессии меняется не только объем языкового материала, которым он пользуется активно в повседневной жизни, но и количество тем, пд которым происходит общение.
В практике преподавания данное положение находит отражение в отборе учебных тем из бытовой, общественно-политической, научно-профессиональной, страноведческой и других областей знаний.
Характер тем определяет выбор источников информации, стиль изложения и приемы обучения.
Изучение бытовой тематики, например, проводится преимущественно на материале разговорно-литературного стиля с помощью таких источников, как диа-кинофильмы, магнитофон и тексты (главным образом диалогического или диалого-монологического характера), общественно-политическая тематика связана с публицистическим стилем и с такими источниками, как газеты и журналы.
Программа для педагогических вузов предусматривает стабильные и текущие темы, разработанные с учетом актуальности и широты освещения проблемы. Первые составляют основное ядро практического курса устной речи. Большинство из них рассчитано на концентрическое изучение в течение ряда лет. Каждая текущая тема подсказывается актуальными событиями текущей жизни в нашей стране и за рубежом (например, важные политические события в жизни стран изучаемого языка — Германии, Австрии и др.). Текущие темы органически входят в основное число стабильных тем, дополняя и расширяя их новым фактическим материалом.
При отборе материала по той или иной тематике языкового вуза должны учитываться следующие факторы:
- широта и разносторонность репрезентируемых фактов, их актуальность для осуществления общеобразовательных задач и профессиональной подготовки студентов;
- логичность и стройность изложения;
- соответствие текста языковой подготовке студентов и программным требованиям соответствующей ступени обучения.
Каждая стабильная тема включает в себя обычно ряд подтем и ситуаций, изучаемых в сравнительном плане, в сопоставлении экономической и политической жизни в странах. Для реализации этой задачи необходима большая доказательная сила материала, наличие в нем конкретных статистических данных и примеров.
Исходя из того, что всякой речи присуще большое разнообразие, можно предположить, что некоторые источники информации могут максимально приближаться к устной речи и максимально отдаляться от нее. Например, деловое письмо или научный текст представляет собой материал, наиболее отдаленный от устной речи, тогда как отрывок из художественной литературы, написанный в форме диалога, или научно-популярный текст могут незначительно отличаться от образцов разговорной речи.