Поскольку речь студентов будет обладать большим разнообразием в смысле использования языкового материала, одна из основных задач средней ступени состоит в том, чтобы научить их логично, ясно и точно выражать свои мысли в связи с обсуждением изученной или смежной темы. Из данного требования не следует делать вывод о том, что речь студентов 1-4 семестров может быть нелогичной или менее точной. Этим признаком должно обладать любое речевое сообщение, в том числе и самое элементарное. Речь идет здесь о больших возможностях сознательного выбора языковых средств для передачи различных оттенков мысли, для разнообразия формальной стороны высказывания.
Устная речь на старшей ступени должна обладать основными признаками стилистической дифференциации, то есть студенты должны уметь использовать языковой материал в соответствии с речевыми ситуациями. Это тем более важно, что эмоционально-экспрессивный характер диалога на одном и том же занятии может сменяться более упорядоченной монологической речью в форме сообщения или реферата с более сложными конструкциями, свойственными письменной речи. Речь студентов на этой ступени должна быть также более свободной и непринужденной.
Ознакомление с программными требованиями институтов иностранных языков показывает, что при определении уровней сформированности речевых умений и навыков фиксируются количественные параметры языкового материала и темп. Между тем любое устное высказывание заключает в себе не только некоторое количество языковых знаков, но и определенное содержание. Важны объем информации, богатство и сложность языковых форм.
О. Есперсен попытался в свое время выделить три уровня владения языком (понятный, правильный и хороший), усматривая в них следующее различие.
Понятный уровень означает такое владение иноязычной речью, при котором осуществляется коммуникативная функция, хотя говорящий допускает ошибки, искажающие правильность и нормативность языка.
Правильный уровень отвечает требованиям, предъявляемым к норме речевого произведения.
Для характеристики третьего уровня О. Есперсен выдвинул критерии «ясный» и «красивый». Первый указывает на умение точно и полно излагать свои мысли, использовать материал адекватно содержанию. Под «красивой» речью понимается способность говорящего воздействовать на чувства слушающего. Первый из двух критериев можно принять безоговорочно. Что касается воздействия на эмоции слушающего, то оно, по нашему мнению, зависит не только от уровня сформированности речевых умений и навыков, но и от темперамента говорящего, от его эрудиции, убежденности, от умения аргументировать свою точку зрения, устанавливать контакт с аудиторией.
В современной методике преподавания иностранных языков, отечественной и зарубежной, проблема определения уровней сформированности речевых умений и навыков, а следовательно, объективность и обоснованность качественных показателей владения устной речью пока еще мало отличается от субъективной и весьма общей классификации О. Есперсена. Новые исследования по изучению характера ошибок и темпоральных характеристик речи1 представляют собой определенный вклад в изучение данной проблемы, однако объективная картина может быть выявлена только в результате исследования всего комплекса перечисленных выше вопросов.
Наряду с решением практической задачи обучение устной речи способствует реализации общеобразовательной и воспитательной задач.