Цели обучения. По окончании педагогического института иностранных языков студент должен понимать на слух диалогическую и монологическую речь любой трудности и свободно владеть экспрессивной формой речи на материале примерно 5 000 лексем.
Такое владение языком должно приближаться по основным показателям (степени автоматизма, количеству и разнообразию языковых средств и культуре речи) к уровню владения языком его носителями.
Однако определенные ограничения в речевой практике, а также значительно меньшая опора по сравнению с родным языком на аналогию и интуицию, делает различие в уровнях владения иностранной и родной речью весьма заметным. Это различие сказывается прежде всего в количестве активного запаса лексики, в значительном разрыве, между пассивным и активным словарем и в более медленном переходе первого во второй. Обратимся к более подробному анализу требований по ступеням обучения.
Младшая ступень обучения.
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи из литературной и разговорно-литературной сферы общения в пределах языкового минимума I-IV семестров с учетом следующих нормативов:
1) 3-5 незнакомых слов и речевом сообщении, рассчитанном на 2-3 мин. звучания;
2) темп — нормальный (250-260 слогов в минуту);
3) характер материала — учебный, содержание — незнакомое;
4) предъявление — вербальное и изобразительно-вербальное, однократное, голос незнакомый;
5) способ передачи информации — устное сообщение преподавателя, учебный диа-кинофильм, диск, магнитофон.
Говорение. Свободное владение диалогической и монологической речью (преимущественно подготовленной) в пределах лексического минимума 2 500 лексем и пройденной грамматики из литературной и разговорно-литературной сферы общения с небольшим количеством выражений и эмоционально-оценочных оборотов речи из повседневного обихода. Нормативы:
1) типы речевых произведений — пересказ прослушанного или прочитанного, сообщение или беседа на пройденную тему, обзор текущих событий, комментирование учебных фильмов;
2) объем материалов для пересказа — 2 стр.
3) характер материала — оригинальный, несложный.
4) количество незнакомых слов в тексте для пересказа — 8-10.
5) время беседы и сообщений — 5-8 минут.
Средняя ступень обучения.
Аудирование. Понимание стилистически дифференцированной диалогической и монологической речи из разговорно-литературной, литературной и общественно-политической сферы общения. Нормативы:
1) 5-6 незнакомых слов в речевом сообщении, рассчитанном на 3 минуты звучания;
2) темп — нормальный;
3) характер материала — оригинальный, стилистически окрашенный;
4) предъявление — преимущественно вербальное, однократное, голос незнакомый;
5) способ передачи информации — магнитофон, диск, радио, диа-кино -фильмы, сообщения преподавателей и студентов.
Говорение. Свободное владение диалогической и монологической (подготовленной и неподготовленной) речью в пределах изученной грамматики и лексического минимума 3500-4 000 лексем из литературной, разговорно-литературной и общественно-политической сферы общения. Нормативы:
1) характер речевых произведений — пересказ прослушанного или прочитанного, беседа или сообщение по пройденной тематике или по новой, связанной с пройденной, комментирование и озвучивание учебных диа- и кинофильмов;
2) стилистическая особенность — использование эмоционально оценочных структур и разговорных клише в диалогической речи, дифференциация стилей в монологической речи.
3) объем материала для пересказа — 2-3 страницы, 8-10 незнакомых слов;
4) время беседы или сообщения — 5-10 минут.