Следует признать, что устная речь в процессе преподавания очень мало подвергается наблюдению, анализу и другим мыслительным процессам, вследствие чего учащиеся часто воспринимают язык преимущественно как письменную речь и отождествляют его с ней. И хотя языковеды уже давно отказались от этой точки зрения, традиционная методика продолжает внушать учащимся эту мысль, оперируя преимущественно материалом письменной речи.
Из сказанного становится ясным, какую важную роль играет сознательный метод обучения устной речи, какие возможности он дает для развития логического мышления. Сознательный метод обучения устной речи, во-первых, дает лишний термин для сравнения (услышанного с написанным) и, во-вторых, приучает учащихся производить целый ряд мыслительных операций, пользуясь, главным образом, только слуховым восприятием.
Развивая логическое мышление в процессе обучения устной речи, учащиеся получают и правильное представление о звуковой природе языка и о его современном состоянии.
Письмо, в силу своей консервативности, отражает всегда, как уже указывалось, одновременно и прошлые состояния языка, которые не типичны для его современного состояния.
Сказанное выше дает возможность определить содержание и характер упражнений для развития логического мышления в процессе обучения письму. Прежде всего в упражнения должны быть включены такие языковые явления, которые либо не находят специального выражения на письме, либо находят на письме другое отражение, чем в звуковой речи. На явления первого порядка можно указать студентам, знакомя их с омографами, ср., например, немецкое 'bergehen 'переходить' и ber'gehen 'проходить мимо'.
Явления второго порядка можно наблюдать на примере парадигмы глагола. Так, например, в немецком языке в основах глаголов слабого спряжения, оканчивающихся на b и g (типа leben, legen) 'B некоторых лицах Prsens и во всех лицах Prteritum происходит чередование звонкого и глухого согласного [Ь] и [g] с [р] и [k]: lebt, lebte, legt, legst, legten и т.д. На письме же в силу морфологического принципа орфографии сохраняются звонкие согласные [b] и [g]. Следовательно: ich lege, du legst , sie legten.
Наблюдая, анализируя и сравнивая эти и подобные явления с другими и с грамматическими явлениями и орфографией русского языка, студенты постепенно научатся не смешивать грамматику и фонетику с орфографией, которая всегда является чем-то внешним по отношению к самому языку, и таким путем будут развивать свои мыслительные способности.
Для развития мыслительных способностей учащихся следует, конечно, использовать не только отдельные языковые явления, но и связный языковой материал.
Преподаватели вузов часто (и справедливо) отмечают, что студенты плохо излагают свои мысли на иностранном языке: отсутствует стройность и логика в изложении, мысль выражается недостаточно ясно и четко, изложение засорено словами-«паразитами» типа nun, also и т.п. Для преодоления этих и других недостатков следует научить студентов выражать одни и те же мысли разными словами и разные мысли одними и теми же словами, научить студентов сокращать и расширять текст, описывать картину, соблюдая логический ход мыслей и т.д.
Особое значение для развития логического мышления имеет чтение.
Прежде всего, чтение имеет огромное значение для самообразования. На вопрос, какие литературные произведения было бы целесообразно читать студентам, можно ответить одной фразой: «...такие произведения, где каждая фраза значительна и не заставляет жалеть о потраченном на нее труде».
Хотелось бы еще раз напомнить преподавателю, что полное и глубокое понимание текста может быть достигнуто только в том случае, если преподаватель научит студента размышлять над текстом, а не только схватывать общее содержание.
Помимо сказанного, чтение будет способствовать расширению общего образования студентов, если будет достаточно информативным, то есть будет содержать сведения из разных областей человеческих знаний.
Таким образом как материал, служащий для изучения языка, так и метод обучения языку в языковом вузе должны преследовать помимо практических целей непременно и общеобразовательные.