Формальное усвоение студентами грамматики является кроме того результатом плохой методики преподавания. Малоопытному преподавателю обучение грамматическим правилам представляется более легкой и конкретной задачей, чем привитие студентам соответствующих умений и навыков. Помимо этого, над ним в какой-то мере тяготеет и традиция. Преимущественное внимание к осознанию и формулировке грамматических правил в ущерб их применению является пережитком глубокого прошлого, когда широко использовался грамматико-переводный метод (XVIII-XIX века). Сторонники этого метода, отождествляя грамматику с логикой, видели главную цель изучения языка в овладении грамматикой и в упражнениях, которые могли бы способствовать усвоению грамматических правил, полагая, что такое усвоение грамматики есть лучший способ развития логического мышления. Поэтому преподаватели и методисты совершенно не интересовались лексикой, так как для них важно было лишь то, чтобы каждое предложение было построено по правилам грамматики.
В настоящее время цель изучения языка и взгляды на роль грамматики при изучении языка совершенно изменилась; однако пережитки прошлого, которые заключаются в том, что грамматика изучается ради грамматики, в отрыве от ее практического применения, еще до сих пор дают себя основательно чувствовать. Недостаточно опытные преподаватели часто считают, что студент усвоил то или иное грамматическое явление, если он может сформулировать относящееся к нему правило и привести подходящий пример. Между тем, подлинное усвоение грамматики заключается в том, чтобы учащиеся умели применять изученное правило при чтении и в разговорной речи и приобрели бы определенный грамматический навык, аналогичный тому, которым они обладают в родном языке.
Кстати, несколько слов о грамматическом навыке. Для того чтобы говорить или писать, необходимо обладать определенными грамматическими навыками. В процессе письма и особенно говорения многие грамматические формы образуются автоматически. Однако наша речь в этом смысле не полностью автоматизирована (в том числе, и в родном языке). Целый ряд грамматических форм отбираются в процессе речи. От этого речь не замедляется и потому производит впечатление вполне естественной, и тому, кто над этим не задумывался кажется, что весь процесс полностью автоматизирован. На самом же деле мы не только успеваем вспоминать о детерминированных связях, т.е. что, употребив предлог infolge, следует поставить существительное в родительном падеже, но и обдумать более сложные явления, например что действие главного предложения предшествует действию придаточного предложения и потому должно стоять в Plusquamperfekt и т.д. Все это возможно потому, что внутренняя речь значительно опережает внешнюю. Таким образом, далеко не весь процесс, с формальной точки зрения, автоматизирован, и не только память, но и мышление участвует в образовании нужных форм речи.
При развитии логического мышления студентов в процессе обучения грамматике следует учитывать характер грамматического материала, а именно: его типичность, а также сочетаемость и наличие аналогии с грамматическими явлениями родного языка.
Для развития логического мышления пригодны только те грамматические явления, которые типичны для современного немецкого языка, т.е. распространяются на большое количество слов. Нетипичные явления, являющиеся пережитком более ранних стадий развития языка, должны заучиваться наизусть, например форма множественного числа от существительного die Tochter, склонение существительного der Gedanke, der Herr и т.д. В усвоении этих явлений главная роль принадлежит памяти.
Сочетаемость, связь между грамматическими формами может быть предопределенной (детерминированной) и свободной. В случае детерминированной связи роль мышления также невелика. Усвоить, что после предлога mit существительное употребляется только в Dativ, а после апstatt — в Genitiv, что прилагательное wert требует Akkusativ, дело только памяти.
При усвоении же других грамматических явлений могут и должны участвовать процессы мышления, так как они помогают запомнить и правильно употреблять изучаемый грамматический материал.