Общеобразовательное значение имеет как изучение самой системы языка, в которой отражена иная, чем в родном языке, форма мышления, так и те сведения экстралингвистического характера, которые студенты приобретают, изучая иностранный язык.
Уже с первого курса, поскольку в институт поступают лица с достаточной подготовкой по языку, можно продолжать изучение языка на материале, имеющем познавательное значение. Переступив порог вуза, студент должен почувствовать, что практический курс языка дает не только знание языка и умение владеть им, но и возможность приобрести определенный круг сведений общеобразовательного характера, что так же обязательно, как и усвоение самого языка. Круг этих сведений должен черпаться из науки о языке, из политики, страноведения, литературы, фольклора и искусства. Часть этих сведений должна быть обязательной для всех студентов, а другая (тоже обязательная) — по их выбору. Последнее возможно только при некоторой индивидуализации обучения, о чем будет сказано ниже.
Наука о языке знакомит студентов с тем, что является типичным для структуры всякого языка или группы языков; показывает, как те или иные категории русского языка передаются в других языках, например множественное число имен существительных в русском языке передается с помощью флексии (страна — страны), в немецком языке — с помощью суффикса, в японском — удвоением слова. Категории рода в русском языке передаются с помощью окончания, в немецком — при помощи артикля и т.д.
Из области политики студенты узнают о текущих событиях международной жизни, а также о внутренней и внешней политике стран изучаемого языка.
Из курса страноведения могут использоваться разнообразные сведения о быте и традициях немецкого и австрийского народов, об отдельных городах, страницы из истории Германии и Австрии, сведения о государственном устройстве и др.
Из области литературы это могут быть биографии выдающихся немецких писателей, их произведения, критические статьи о знакомых студентам произведениях и т.д.
Некоторые сведения из мифологии представляются существенными ввиду того, что она нашла довольно большое отражение в лексике каждого, в том числе и немецкого языка.
Из области искусства желательно ознакомить студентов с жизнью выдающихся немецких и австрийских драматургов, артистов, музыкантов, композиторов и художников и их произведениями. Это легко связать с различными внеаудиторными мероприятиями — посещением кино, театра, концертов, выставок.
Естественно, что перечисленные источники, откуда следует черпать сведения общеобразовательного характера, не претендуют на то, чтобы стать обязательным перечнем сведений, которые должны быть включены в курс практики языка. Такой минимум должен быть создан кафедрой практики совместно с соответствующими другими кафедрами. Важно, чтобы сообщаемые студентам сведения в рамках практического курса языка отвечали следующим требованиям:
1) дополняли и расширяли, а не дублировали те знания, которые студенты приобретают на специальных занятиях по языкознанию, страноведению и т.д.;
2) представляли интерес для студентов. Обычно вопрос о том, что нужно и интересно студенту, решают за него педагоги. Между тем, мнение студентов в этом вопросе было бы весьма любопытным и полезным. Узнать мнение студентов можно с помощью проведения анонимной анкеты.
Другой способ повышения общеобразовательного уровня студентов заключается в методике обучения языку, в развитии логического мышления учащихся.
Язык как особое общественное явление подчиняется в своем развитии особым законам. Эта специфика накладывает свою особую печать и на развитие логического мышления людей.