Чтобы теоретическая схема выполняла практические функции, влияла на практику обучения, необходимы процедуры «обратного перехода» — от научных знаний к практической деятельности. Во-первых, на научно-эмпирическом уровне должна быть разработана и экспериментально проверена действующая модель системы занятий. Полученные знания послужат основой для построения идеализированной модели системы, которая с учетом вводимых факторов рассматривается как оптимальная система (предельно возможная для данных условий). Во-вторых, производится сравнение и оценка действующей в настоящее время системы с той, которая принята за оптимальную. Если выявлено «рассогласование», намечаются пути его устранения, для чего конструируется улучшенный проект системы. В-третьих, экспериментальным путем устанавливается степень приближения реальных занятий к идеальному проекту. В-четвертых, используются ранее полученные данные для опытной проверки методических рекомендаций и последующего внедрения системы занятий в практику.
Выпадение тех или иных звеньев, этапов перехода от теории к практике влечет за собой появление малоэффективных рекомендаций. Располагая пока неполными данными для осуществления упомянутых процедур, включая создание проекта системы занятий, попытаемся все же наметить общие контуры такой системы.
Оптимизация системы тесно связана с возможностью объективной количественной оценки влияния вводимых в рассмотрение факторов, от которых зависит работа этой системы и ее результаты. В оптимальной системе сведено к минимуму действие факторов, считающихся нежелательными или несущественными, в то время как другие факторы приобретают допустимое или заданное значение. Специальные способы количественной оценки системы занятий в научной методике пока еще не разработаны, нет и критериев, по которым можно было бы судить об оптимальном значении рассматриваемых факторов по определенным параметрам. Но поскольку любая количественная характеристика вытекает из содержательного качественного описания, имеется возможность показать общий путь качественной оценки системы занятий.
В соответствии с изложенным выше можно выделить следующие факторы, оказывающие существенное влияние на построение рациональной системы занятий, на ее содержание и структуру:
1. Зависимость и обусловленность содержания системы занятий от преобразования иноязычной речевой деятельности в учебную деятельность.
2. Влияние состава и способа выполнения учебных речевых действий па структурную организацию системы занятий.
Конструирование оптимальной системы занятий в значительной степени зависит от того, как учитываются оба названных фактора. Рассмотрим в первом приближении действие второго из упомянутых факторов в одном из возможных проектов идеализированной системы занятий.
Примем за данную систему занятий для какого-то определенного периода обучения. Требуется наметить наилучшую для данных условий структурную организацию этой системы. Вероятными параметрами оценки оптимальной структуры могут быть: а) разнообразие типовых занятий; б) упорядоченность по последовательности типовых занятий или циклов; в) чередование количества однотипных занятий или циклов; г) результативность каждого занятия или цикла по степени реализации учебного задания.
Для оценки структуры по данным параметрам могут быть введены частные либо обобщенные критерии оптимальности. Для первого параметра избирается критерий допустимого разнообразия, для второго — критерий возможной или необходимой упорядоченности, для третьего — критерий наименьшей повторяемости, для четвертого — критерий наибольшего приближения к заданному результату. Абсолютное значение критериев может быть задано или выведено эмпирически, но в любом случае оно должно быть выражено в количественной форме.