Как известно, модель может быть построена на различных уровнях абстракции, с различными целями и выполнена различными средствами. Цель создания модели системы занятий в нашем случае состоит в том, чтобы выяснить характер взаимосвязи данной формы учебной деятельности со специфическим содержанием определенного учебного предмета, а также определить основное направление, в котором должен вестись поиск путей совершенствования существующей учебной деятельности.
Остановимся вначале на том, каким образом выполняется системное описание занятий по иностранному языку в системе методических знаний, и тем самым охарактеризуем взаимосвязь двух систем: методической системы и системы занятий.
Общее содержание понятия системы определяется в конечном счете тем подходом, который принят в научной методике при рассмотрении учебной деятельности в качестве системного образования. Главными понятиями, в которых описывается состав системы учебной иноязычной речевой деятельности, являются: системность, учебные речевые действия, единицы речевой деятельности (циклы обучения). В описании взаимосвязи данных понятий отображаются отношения, реально существующие в учебной деятельности. Характеристика системы занятий как формы реализации учебной речевой деятельности отличается от простого указания на совокупность занятий прежде всего способом их описания в определенных научных понятиях. При описании системы выделяется особое системное качество, которое принадлежит не каждому элементу системы, а системе в целом и обнаруживается в элементе (в рассматриваемом здесь случае, например, в отдельном типовом занятии) только в силу его принадлежности к данному системному целому. Отдельное занятие становится носителем этого свойства не само по себе, а как часть всей системы занятий, в сравнении с ними.
Представление о системности занятий определяется свойствами самой педагогической деятельности, однако не все учитываемые качества занятий и не все условия их проведения являются существенными, дающими право объединять занятия в систему.
В учебных занятиях по иностранному языку насчитывается много факторов, так или иначе влияющих на взаимосвязь и сочетание занятий. Например, количество однотипных занятий может определяться объемом темы либо недостаточным усвоением материала учащимися и т. п. Однако системное качество занятий проявляется не в этих и подобных факторах, а прежде всего в их ориентации на всю систему учебной иноязычной речевой деятельности при решении тех или иных учебных задач. Каждое отдельно взятое занятие будет соответствовать общей учебной цели только в том случае, если этой цели подчинена вся система занятий. Даже на первый взгляд хорошо организованное занятие не достигает цели, если оно по методам и содержанию «не вписывается» в общую картину, идет вразрез с последующим и предыдущим, если достигнутый на нем успех не получит дальнейшего развития.
Общее представление об обучении иностранному языку как особой системе учебной деятельности — иноязычной речевой деятельности —может быть сформировано при помощи таких основных понятий, как речевые действия, циклы речевой деятельности, учебный речевой материал (виды иноязычной речевой деятельности), учебные речевые упражнения. Ведущим элементом системы является учебное речевое действие. Учебные речевые действия не существуют изолированно, а объединяются в группы, циклы, представляющие собой единицы учебной речевой деятельности. В пределах цикла происходит смена учебных действий, движение системы — процесс, направленный на получение результатов, соответствующих поставленной учебной цели. Данная система, как бы проецируемая в учебный процесс, выступает в виде системы учебных занятий.