Эффективность всего процесса обучения иностранным языкам в конечном счете зависит от качества работы учителей, которая протекает в рамках определенных организационных форм обучения. Все виды учебной деятельности вместе с формами ее организации обобщенно называют учебным процессом, для характеристики которого принято пользоваться следующими понятиями: учебный год, учебная четверть, урок, занятие. Наименьший, далее неделимый отрезок учебной деятельности — урок (занятие). Таким образом, понятия «урок» и «учебная деятельность» соотносятся, как часть и целое. Когда учебная деятельность рассматривается с позиций дидактики, ее наименьшая часть выступает как урок. С методической точки зрения учебная деятельность характеризуется по входящим в нее занятиям. Дидактическая характеристика урока распространяется на всякий урок по любому учебному предмету. В этом смысле можно говорить о дидактических требованиях к уроку иностранного языка. Наряду с этим при исследовании учебной деятельности в научной методике в соответствии с общим представлением об уроке рассматриваются конкретизированные формы деятельности обучения — практические занятия. Цель такого рассмотрения двоякая. С одной стороны, в результате изучения всего множества наблюдаемых занятий создается обобщенное представление об имеющейся практике обучения. С другой — эта действительность обучения осмысливается на уровне научного отображения в предмете данной педагогической дисциплины. Такое представление необходимо для того, чтобы в рамках принятой концепции выявить соответствие существующей системы занятий определенной методической системе. Анализу подвергаются как отдельные компоненты, так и вся система в целом. В центре обсуждения оказывается вопрос о выборе основания для построения наилучшей системы, что, в свою очередь, связано с определением необходимых и достаточных данных для научно-методического обоснования такого рода системы. Как правило, в подобном случае делают предположение о необходимости различных изменений в обосновании, с тем чтобы в дальнейшем внести улучшения в действующую систему, наметить пути совершенствования системы занятий, получить более высокие результаты в учебной деятельности.
Таким образом, проблема повышения эффективности занятий с точки зрения научной методики заключается в том, чтобы избрать необходимое научно достоверное основание для такой системы, которая, во-первых, отвечала бы общедидактическому представлению об обучении и, во-вторых, была бы построена в соответствии с методическими принципами, характеризующими конкретную учебную деятельность — обучение иноязычной речи.
Из изложенного видно, что при отображении в научной методике всей совокупности конкретных занятий выполняется ряд научно-исследовательских процедур обобщения, абстрагирования, моделирования — обобщенное представление о практике обучения, полученное на уровне научного отображения, фиксируется в форме модели. В результате формируется представление о типовых занятиях как формах реализации деятельности обучения иностранному языку, т. е. исследуется отображаемая система, а не единичные занятия, не отдельные действия учителя или ученика.
Типовое занятие — это занятие, представленное в обобщенном виде, абстрагированное представление о всех возможных вариантах занятий, встречающихся в практике обучения.
Итак, рассматривая раздельно понятия «урок» и «типовое занятие», мы получаем следующие два ряда зависимостей: 1) обучение — урок — учебная деятельность; 2) обучение иностранному языку — типовое занятие — практика обучения иноязычной речи. Установление данной зависимости имеет значение для последующего анализа системы занятий в том отношении, что из нее видно, как учебная деятельность и ее составные части «рассекаются» в различных плоскостях при дидактическом и методическом анализе. Перейдем к рассмотрению системы занятий по иностранному языку в научно-теоретическом плане, абстрагируясь пока от конкретного учебного материала, от условий проведения занятий с целью модельного описания данной системы.