Составными частями системы учебных занятий по иностранному языку являются: типовые занятия, варианты занятий, виды занятий речевой деятельностью, методы, приемы, упражнения. Центральный элемент системы — типовое занятие. Система занятий направлена на решение учебных задач, совокупность которых составляет цель обучения данному предмету.
Очевидно, что обе рассматриваемые системы, несмотря на их близость, нельзя связать непосредственно, ибо это системы разных уровней. Связь этих систем станет очевидной, если вторую из них показать как опосредование первой, для чего необходимо проанализировать следующие понятия: циклы учебных действий и циклы занятий (единицы обучения), учебные цели и учебные задачи.
В циклах учебных речевых действий отображена деятельность как процесс, как последовательное развертывание всех составных частей того целого, которое дает в конечном счете результат — иноязычную речевую деятельность.
В циклах занятий заключено представление о том, в какой форме осуществляется этот процесс, за счет каких средств от занятия к занятию выполняется данная учебная задача как часть планируемого общего результата. При этом форма реализации учебных речевых действий рассматривается не только в зависимости от конкретных видов речевой деятельности (устная речь, чтение), но и от речевого материала, включенного в искусственно создаваемые ситуации и акты речевого общения. Именно в такого рода опосредовании и состоит ориентация и связь системы учебных занятий с методической системой. Таким образом, руководствуясь общим подходом к обучению иностранному языку в научной методике и с учетом высказанных выше соображений можно схематически очертить границы системы занятий, используя следующие понятия: типовое занятие, циклы типовых занятий, виды занятий, варианты занятий. Уточним их определение.
Типовое занятие — обобщенное представление о возможных видах занятий как об элементе системы.
Циклы типовых занятий — группа типовых занятий, объединенных одной учебной задачей.
Виды занятий — типовые занятия, соответствующие видам речевой иноязычной деятельности.
Варианты занятий — возможные занятия, различающиеся по составу, приемам и др.
Представление о функционировании системы занятий можно получить на уровне элементарного цикла, в котором рассматривается некоторое конечное число занятий (в предельном случае — два) по устной речи и чтению. Даже при ограниченном числе типовых занятий имеются достаточно разнообразные возможности сочетания вариантов занятий. Каждый вариант занятия отличается от другого по составляющим его компонентам: по форме реализации учебного речевого действия, по упражнениям, по приемам и средствам обучения, по содержанию учебного материала.
Построение цикла занятий зависит от характера учебной задачи. Поскольку все занятия цикла объединены общей учебной задачей, место каждого из них определяется тем, какая часть учебной задачи подлежит выполнению на данном занятии, какой достигается уровень речевой деятельности. Например, если на занятии выполняются упражнения для развития умений аудирования, должно быть точно указано, какие навыки отрабатываются, на каком объеме материала и т. д.
Из изложенного видно, что намеченный здесь в общих чертах подход к построению системы занятий по иностранному языку базируется на том, с какой научно-методической позиции рассматривается как обучение вообще, так и сама учебная иноязычная речевая деятельность. В данной системе показаны существенные в ее рамках факторы. В их число входят связи и отношения, составляющие учебную деятельность.