Сейчас на площади Бастилии возвышается колонна, увенчанная Гением Свободы. Она появилась здесь только при Луи-Филиппе, хотя предложение о возведении мемориальной колонны на месте разрушенной крепости исходило от того же гражданина Паллуа. Им же была организована церемония закладки первого камня, но заложен был не только камень, разумеется Бастилии, но и кедровый ларец с текстом Декларации прав человека и гражданина и списки патриотов, погибших при штурме крепости.
От закладки первого камня до возведения колонны прошло почти полвека. Во время Первой империи на площади решили установить фонтан в форме слона, гипсовая модель которого, «громадный видимый фантом», возвышался рядом с «невидимым привидением Бастилии», писал в своем романе «Отверженные». В слоне нашли приют герои его романа Гаврош и другие уличные, бездомные парижские «гамены». К слону-фонтану должна была быть подведена вода из ближайшего канала Сен-Мартен, но эта подземная подводка по назначению никогда использована не была. Вырытым подземельем воспользовались позднее для совершенно других целей — создания подземного некрополя, где решили захоронить жертвы "трех славных дней революции 1830 года", к которым затем присоединились и жертвы революции 1848 года. Этот некрополь и венчает Июльская колонна высотой в 52 м, диаметром более 4 м и весом в 170 000 кг. Ровно столько потребовалось бы в свое время на отливку слона. Возведение колонны началось еще в 1833 году по планам Алавуана-отца, работу которого, после его смерти, продолжил архитектор Ле Дюк. Гений Свободы, венчающий колонну, создан скульптором Дюмоном и напоминает Меркурия — знаменитую скульптуру Жана де Булоня.
Торжественное открытие Июльской колонны состоялось 28 июля 1840 года. Специально к этому случаю Гектору Берлиозу было заказано музыкальное произведение, получившее позднее название «Триумфальной симфонии», наиболее известной частью которой стал «Траурный марш». Именно его исполняли музыканты, возглавлявшие торжественное шествие, направляющееся к площади Бастилии на церемонию открытия колонны. Сам композитор, одетый в униформу, дирижировал этим оркестром, но не шпагой, как принято думать, а жезлом, выполнявшим в данном случае роль дирижерской палочки. Во время этого торжественного шествия «Траурный марш» исполнялся неслучайно, так как одновременно переносили в некрополь под Июльской колонной останки жертв «трех славных дней революции 1830 года». До этого многие из них были погребены в общей могиле около колоннады Лувра, как раз в том месте, где ранее были захоронены несколько египетских мумий, привезенных во Францию во время Карла X, и которые, не выдержав влажности музейных запасников, начали разлагаться. Не исключено, что к пятистам четырем жертвам революции 1830 года прибавилось и несколько этих мумий, непричастных ни к каким революциям и теперь уже навсегда обретших вечный покой в некрополе под Июльской колонной на площади Бастилии в Париже.