Планирование и проверка знаний, умений и навыков учащихся являются важными сторонами педагогического процесса и тесно связаны друг с другом. Планирование и эффективный контроль возможны только в том случае, если ясны цель и содержание курса практики языка.
Большие трудности при планировании связаны с постоянными изменениями учебного плана. Эти изменения полностью не достигают цели, так как ни один план на практике до конца не проверяется (все выпуски работают большей частью по переходным планам), и они не находят сразу должного отражения в программах, учебных материалах и методике обучения. Когда же эти изменения вносятся, то учебный план снова подвергается изменениям и, таким образом, постоянно существует известная несогласованность между учебным планом и практической его реализацией в программах и учебных материалах. Таким образом, первое, что необходимо было бы -сделать, это создать более или менее стабильный учебный план, но в то же время он должен быть так составлен, чтобы в него можно было вносить целесообразные изменения, не нарушая его основ.
Для успешного проведения занятий важную роль играет программа по курсу практики языка. Она содержит: материал, который должны усвоить учащиеся и те умения и навыки, которые они должны приобрести.
На основе программы должны быть составлены семестровые календарные планы, разбитые по неделям (или другие короткие временные отрезки), в которых было бы подробно указано, сколько слов, какие грамматические явления, какие реалии, какие тексты и т. д. должны быть усвоены и какие требования предъявляются по истечении данного отрезка времени. Эти требования должны быть очень конкретны. Требования типа «уметь читать, соблюдая правильное произношение, легкий текст (или текст средней трудности)», которые мы обычно находим в программе, вряд ли можно считать конкретными.
Установить такие конкретные требования, конечно, трудно, но совершенно необходимо для успешного выполнения плана и повышения ответственности студентов за его реализацию. Может быть целесообразно создать образцы-эталоны на разных этапах обучения, например образцы текста или наговоренные пластинки (по устной речи), по которым можно было бы судить о качестве выполнения плана, о качестве умений и навыков на данном этапе обучения. Если, скажем, студент понимает данный текст, то он достиг на данном этапе нужного умения (в понимании текста).
Наговоренная пластинка может служить для контроля понимания или образцом монологической речи. Эти образцы должны быть, конечно, тщательно продуманы и составлены с учетом пройденного. Они могут служить и для самоконтроля студента.
Тщательное планирование занятий и установление четких требований к знаниям, умениям и навыкам студентов значительно облегчает их проверку.
Проверка должна быть текущей и семестровой. В процессе текущей проверки должны проверяться как знания, умения и навыки по языку, так и знание установленного образовательного минимума. При условии хорошо поставленной проверки, казалось, можно было бы обойтись без семестровых и курсовых экзаменов, ограничившись зачетом. Однако опыт показывает, что отказаться от экзаменов пока еще не представляется возможным. Еще не выработаны достаточно объективные критерии оценок, которые позволили бы разным преподавателям одинаково оценивать успеваемость студентов.