На экзаменах но практическому курсу языка должны проверяться приобретенные учащимися умения и навыки устной и письменной речи (включая перевод), а на старших курсах и стилистическая интерпретация текста, а также общеобразовательная подготовка студентов (на всех курсах). Знания по языку должны проверяться только по тем разделам, по которым допущены ошибки в устной и письменной речи. Навыки письма, кстати, без особых для этого оснований, очень плохо проверяются от первого и до последнего курса. Очень хорошее стремление всемерно развивать устную речь привело к недооценке многих других важных видов работы.
Для лучшего проведения экзаменов представляется целесообразным:
1. Установить по семестрам конкретные требования языкового и общеобразовательного характера. Эти требования должны содержать количественные и качественные показатели, а именно:
а) чтение текста или слушание пленки содержащих определенное количество знаков за определенное количество времени; текст или пленка даются после изучения определенного количества лексических единиц и грамматических явлений. В процессе чтения текста объясняются реалии определенного характера. Композиция текста соответствует эталону № 1 — к семестровому плану прилагаются образцовые тексты (пленки) — эталоны.
б) участие в беседе — указываются количественные показатели, тема и пленка — эталон. То же разрабатывается для монологической устной и письменной речи.
2. Установить критерии оценок для всех объектов учета, а именно:
а) чтения домашнего (синтетического) и классного (аналитического);
б) устной речи — говорения и понимания на слух;
в) письма — орфографии и письменного изложения (пересказ, сочинение).
Очень важно, чтобы требования и критерии оценок были хорошо известны студентам.
Часто студентам не только неизвестен план работы на текущий семестр, но и требования, которые к ним предъявляются, и критерии оценок, на основании которых судят об их успеваемости. В результате этого у них не вырабатывается чувство ответственности за выполнение установленного плана группой и за свою личную работу. Такое положение порождает иждивенческие настроения, и вся ответственность за успеваемость перекладывается на плечи преподавателей, что нельзя признать нормальным и полезным.
Избежать этого недостатка можно было бы, во-первых, если бы студент в начале каждого семестра получал подробный план работы на весь семестр. В этом плане следовало бы перечислить все тексты (книги) и пленки, которые он должен изучить, список слов и выражений, а также грамматические явления, которые он должен активно усвоить и, наконец, сведения общеобразовательного характера, которые он должен знать.
Во-вторых, он должен не менее хорошо знать те требования, которые к нему предъявляются по каждому виду языковой деятельности (чтению, устной речи и письму).
В-третьих, он должен быть не менее знаком и с критериями оценок по каждому виду языковой работы.
Для самоконтроля студентов было бы целесообразно разработать сборник контрольных работ программированного типа с ключами.
Главное же, что необходимо для более успешной работы студентов, — это высвободить больше времени для самостоятельной работы. При четких и достаточно жестких требованиях можно было бы внести больший элемент факультативности в занятия по практике языка.