Еще одно условие практического овладения языком — накопление у учащихся прочного запаса слов, готовых фраз и выражений, позволяющих говорить на иностранном языке на определенный круг тем, понимать иностранную речь на слух, читать с познавательной установкой и достаточно полным пониманием текст, содержащий преимущественно знакомую лексику. Только создание речевых автоматизмов делает возможным комбинирование и перекомбинирование слов и словосочетаний в изменяющихся ситуациях речевого общения, а также речевую антиципацию и речевое «упреждение». Практическое владение словарным запасом предполагает навык пользования основными словообразовательными моделями изучаемого языка. Учащиеся догадываются при чтении о значении мотивированных производных и сложных слов, образованных от основы знакомого слова.
Основы практического владения иностранным языком наряду с устной речью включают такие виды речевой деятельности, как понимание устной речи на слух, чтение вслух и про себя (в последнем случае с беглостью, равной не менее чем темпа чтения на родном языке с полным пониманием прочитанного при условии соблюдения принятых норм соотношения знакомых и незнакомых слов в тексте).
Закладывая основы практического владения языком, школьное обучение иностранному языку должно развивать у учащихся языковые способности и создавать оптимальные условия для дальнейшего изучения иностранного языка в процессе непрерывного образования, соответствующего потребностям века НТР, и последующего специализированного профессионального обучения в зависимости от сферы применения иностранного языка. Поэтому основы практического владения языком в школе включают формирование у учащихся навыков самостоятельной работы над языком и творческого применения полученных знаний, навыков и умений в новых условиях речевой деятельности. В процессе обучения иностранному языку в школе школьники должны научиться: пользоваться иноязычно-русским и русско-иноязычным неучебным словарем, разговорником, грамматическим справочником; самостоятельно готовиться, пользуясь словарем и разговорником, к беседе на заданную тему и делать необходимые для этого рабочие записи; самостоятельно разбираться с помощью словаря в более трудном тексте и также делать необходимые при этом рабочие записи; составлять конспекты устного выступления.
Практическое владение языком предполагает формирование у учащегося целого комплекса навыков и умений. Совершенно очевидно, что все они не могут войти в формулировку практических целей обучения, так как одни из них являются лишь базой для развития более сложных речевых умений, другие входят в их состав как компоненты. Поэтому в практических целях должны найти отражение конечные результаты обучения — речевые умения. Поскольку практическое владение языком предполагает развитие всех видов речевой деятельности, то в практических целях должны содержаться требования ко всем видам речевой деятельности.
Практические цели обучения иностранным языкам, оформленные в виде конечных требований к речевым умениям, определяют планируемый практический результат обучения. Это обучение, как известно, распадается на ряд этапов: начальный, средний и старший. Каждый из них имеет свои задачи, являющиеся частью конечных требований и характеризующие уровень владения языком, который должен быть достигнут учащимися. Эти задачи целесообразно рассматривать как конкретное воплощение практических целей обучения на каждом его этапе. Задачи обучения также должны оформляться в виде конкретных требований к речевым умениям. В требованиях от этапа к этапу должно найти отражение расширение языкового материала, служащего базой для формирования речевых умений, а также совершенствование самих умений.