Анализ теории и практики обучения иностранным языкам за последние 25 лет убеждает в том, что эволюция трактовки принципа сознательности в методике обучения иностранным языкам совпадает во времени с процессом обогащения научного и практического содержания методики, все большего выделения ее в самостоятельную научную дисциплину и определения специфики ее предмета. Такое совпадение не случайно, оно свидетельствует о. внутренней связи этих процессов.
Первоначальное определение принципа сознательности было дано применительно к системе методов, основанных главным образом на данных других наук; сама методика, хотя она уже считалась самостоятельной наукой, фактически еще не была таковой. Третья же из приведенных методических трактовок принципа сознательности является частью методической системы, разработанной с позиций методики как одной из относительно самостоятельных педагогических дисциплин.
Из сопоставления приведенного выше определения дидактического принципа сознательности с каждой из трех изменяющихся во времени его трактовок применительно к обучению иностранному языку становится ясно, что если в первой трактовке принцип сознательности переносится на процесс обучения конкретному школьному предмету непосредственно, прямолинейно, то в дальнейшем он применяется в опосредованном виде.
Прямолинейность первоначальной трактовки была порождена тем обстоятельством, что радикальное отличие иностранного языка как учебного предмета от таких предметов школьного курса, как история, физика, не принималось во внимание вследствие недостаточного еще выявления специфики иностранного языка как учебного предмета и отражения этой специфики в методике как науке. Методика обучения иностранным языкам не обладала в достаточной степени собственным научным содержанием или, во всяком случае, еще не имела возможности упорядочить накопленные научные данные в соответствии со спецификой своего предмета. Поэтому дидактические принципы так же прямо применялись к практике обучения иностранному языку, как ранее методические принципы выводились из лингвистики и психологии. Дидактика воздействовала на методику в это время еще в значительной мере, как теория на практику. Попробуем рассмотреть проблему реализации в методике обучения иностранным языкам принципа сознательности на уровне и в контексте современного научного педагогического знания, чтобы показать наиболее характерные черты связи дидактики и методики на современном этапе.
Наиболее общей дидактической характеристикой обучения является единство преподавания и учения. Методика обучения иностранным языкам исследует на своем уровне и на специфическом для нее материале обучения проявление этого единства в виде специфических закономерностей обучения данному учебному предмету.
Другой общей дидактической закономерностью является зависимость между обучением и познанием действительности учащимися.
Обе эти взаимосвязи проявляются в обучения иностранному языку в форме специфической для обучения данному предмету, объективно существующей закономерности — соотнесенности преподавания и учения как видов деятельности обучающих и обучающихся в сфере двух языковых систем: родного и иностранного языков.
Учет того, что вносит методика обучения иностранным языкам в дидактику, открывает возможности для расширения базы дидактики, теоретические положения которой разработаны главным образом на основе исследования обучения основам наук, за счет включения в сферу дидактического анализа специфики тех школьных предметов, в которых главное не знания, а умения и навыки. Можно предположить, что в результате дальнейшей научно-исследовательской работы в области методики, направленной на установление закономерных связей разных компонентов обучения иностранным языкам в их единстве, методика обучения данному предмету (наряду с другими методиками) будет все в большей степени становиться базой для дидактических обобщений.
Это позволило бы исключить саму возможность возобновления ставших на современном этапе бесплодными споров о преимуществах того или иного «нового» метода обучения иностранным языкам и сосредоточить усилия методистов на раскрытии закономерностей, формулировании принципов обучения данному предмету и создании на этой основе оптимальной системы обучения, соответствующей целям учебного предмета и условиям, в которых оно осуществляется.