Возникающая у студента перегрузка обусловлена и методическими погрешностями со стороны преподавателя, свидетельствуя:
- о слабой разработанности содержания и методики изучения отдельных тем курса;
- отсутствии скординированности объема и характера заданий для домашней работы по дисциплинам, изучаемым студентами данного курса;
- отсутствии со стороны преподавателя нормированности заданий для домашней и самостоятельной работы и времени, отведенного на их выполнение;
- низком коэффициенте производительной учебно-познавательной деятельности студентов. как отсутствии оптимального сочетания методов обучения, дифференцированных заданий, обоснованного соотношения временного регламента, отведенного педагогом на каждый из этапов учебного занятия, недооценки преподавателем разных видов работы с книгой на учебном занятии;
- недостаточности или отсутствии нужного для работы на учебном занятии информационно-предметного обеспечения;
- необоснованной абсолютизации преподавателем принципа высокого темпа обучения, когда студенты получают установку на выполнение задания в относительно короткий срок;
- отсутствии у самого преподавателя чувства времени, когда он не может сопоставить объем включенного в учебную программу дисциплины материала и реально имеющееся время на его изучение.
Наилучший вариант, когда при анализе оптимизации обучения сочетаются три вида: самоанализ занятия преподавателем; анализ «сторонним» наблюдателем, которым может быть коллега или представитель администрации колледжа, и анализ студентами состояния комфорта или испытываемых ими перегрузок в аудиторное и внеаудиторное время.
Любой анализ достигает своей эффективности, если преподаватель владеет критериями оценки. Критерии оптимальности составляются с учетом уровня достижений студента; затрат времени; результатов обучения, воспитания, развития. Разделяются они на три группы:
1) достижение каждым обучаемым реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности, развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами;
2) соблюдение преподавателями и студентами установленных для них норм времени на аудиторную и домашнюю работу;
3) выяснение минимально необходимых усилий, затрачиваемых участниками учебно-воспитательного процесса, т.е. определение оптимально возможной интенсивной деятельности на учебном занятии как студентов, так и самого преподавателя. Интенсификация обучения осуществляется за счет рационального распределения учебных предметов в планируемом цикле дисциплин, если мы говорим об оптимизации целостного педагогического процесса, или рационального распределения разделов и тем конкретной учебной дисциплины, если разговор идет об оптимизации учебного занятия; изначального учета возможностей и способностей студентов; использования интенсивного контроля и диагностики процесса и результатов оптимизации; четкого выделения преподавателем целевых установок: «Чем учить? Как учить? Чему учить?» — и целевых установок студентов: «Зачем учиться? Что мне это даст?» — и, как следствие, за счет ускорения темпов учебных действий на основе сформированных у студентов общеучебных умений и навыков. К ним относятся: умение намечать задачи учебной деятельности; умение работать с разнообразными источниками информации, владение навыками активного слушателя; владение способами логического запоминания учебной информации; умение анализировать, сравнивать, обобщать имеющуюся информацию, выделять в ней существенное, главное; умения планировать собственную учебную деятельность, осуществлять самостоятельный поиск нужной информации при решении познавательных задач и находить способы устранения возникших затруднений.