Следует зафиксировать внимание на пяти моментах.
Первый касается комплексного планирования задач обучения, воспитания и развития на учебном занятии и конкретизации их с учетом особенностей студентов и особенностей той системы, в которой протекает учебный процесс.
Второй — отбора содержания учебного занятия. Вначале преподавателю нужно проанализировать содержание учебного пособия или учебника, по которому работают студенты, и определить, в какой мере его содержание соответствует решению целей учебного занятия, а также насколько полно в нем представлена учебная информация, заявленная темой учебного занятия. Затем отобрать содержание источников, имеющихся у преподавателя, структурировать его в определенные логические блоки и выделить в каждом главное, наиболее существенное, важное. Параллельно этому не забыть о способах объяснения и концентрации внимания студентов на содержании. Далее нужно осуществить межпредметную координацию содержания, чтобы избежать дублирования материала. В конце привести содержание учебного занятия в соответствие со временем, отведенным на изучение данной темы, и временем каждого этапа учебного занятия.
Третий момент касается обоснованного выбора методов, средств, форм обучения. При выборе оптимальных методов обучения преподаватель ищет ответы на следующие вопросы: в каких случаях рационально применять тот или иной метод? При решении каких задач этот метод будет особенно успешным? На каком содержании учебного материала применять его особенно рационально? Какие особенности обучаемых позволят наиболее рационально использовать выбранный метод? Какие возможности имеет сам преподаватель для использования данного метода? Так, словесные вопросы эффективны при формировании теоретических и фактических знаний, когда материал носит преимущественно информационный характер, а студенты готовы к усвоению достаточного объема словесной информации. А вот поисковые вопросы наилучшим образом развивают аналитические способности студентов, их самостоятельность, исследовательские умения, творческий подход, когда содержание материала имеет средний уровень сложности, что дает возможность студентам самостоятельно добывать информацию, опираясь на некоторый собственный опыт в решении проблемной ситуации, а преподавателю оставляет достаточно времени на учебном занятии, чтобы их использовать.
Важная особенность для оптимального выбора метода обучения гласит: педагог должен владеть этим методом лучше, чем другими!
Четвертый момент оптимизации учебного занятия — определение оптимального объема и сложности домашнего задания. Преподавателю следует продумать:
1) количество заданий, последовательность их выполнения, а также оптимальное время для их выполнения;
2) дифференцированные задания с учетом возможностей, интересов, способностей студентов;
3) какие учебные и профессиональные умения и навыки могут быть сформированы у студентов в процессе домашней работы;
4) способы, повышающие интерес студентов к выполнению домашнего задания (разнообразие, новизна заданий, творческое их выполнение и т.д.);
5) инструктаж по выполнению работы, в котором отмечаются возможные затруднения и предлагаются способы их устранения.
Пятый момент позволяет провести анализ результатов учебного занятия с точки зрения реализации принципа комплексного подхода.
Когда оценивается степень оптимальности целей конкретного учебного занятия, то обращается внимание на их комплексность и полноту; на связь с целями других учебных занятий; на реальность выполнения на занятии.
Когда анализу подвергается содержание учебного занятия, то учитывается соответствие содержания целям обучения, воспитания и развития; Государственному образовательному стандарту, программе дисциплины и дифференцированному подходу.