Когда анализу подвергается рациональность избранной преподавателем структуры учебного занятия, то внимание фиксируется:
- на соответствии структуры заявленному виду учебного занятия;
- оптимальности выделенного преподавателем времени на каждый из этапов учебного занятия;
- эффективности сочетания разнообразных методов и средств обучения на каждом из этапов учебного занятия;
- способы создания преподавателем психологического комфорта на занятии: соблюдение им норм педагогической этики, коммуникативная тактика поведения со студентами, способы взаимодействия со студентами, создание ситуации успеха и т.д.;
- воспитательной направленности занятия: это четкость обоснования преподавателем воспитательной идеи учебного занятия, направленность содержания учебного занятия на формирование у студентов нравственных качеств личности, гражданской позиции, чувства патриотизма; эстетическое влияние содержания учебного занятия и т.д.;
- развивающем влиянии учебного занятия: это способы повышения работоспособности студентов в течение учебного занятия и снятия усталости и напряжения; способы формирования мыслительных операций, развития творческого воображения, памяти, осознанности восприятия учебной информации и т.д.
Оптимизация контроля проходит через контроль качества учебного занятия: объем, посильность, сложность предложенных студентам учебных заданий для аудиторной и внеаудиторной деятельности; результативность занятия в виде полноты знаний, умений и навыков (ЗУН), приобретенных студентами; осознанность ЗУН как способность студентов устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами полученных знаний; умения классифицировать, группировать, систематизировать имеющуюся информацию, использовать по назначению аргументы, факты, примеры и обосновывать собственную позицию; действенность ЗУН, т.е. способность применять полученные сведения и в конкретных практических ситуациях, и в новых; установление причин «незнания» студентов.
Анализу подвергается и учет преподавателем оптимальной учебной нагрузки студентов, сопровождающей данное учебное занятие.
Здесь педагог должен помнить, что:
- оптимальная учебная нагрузка дает возможность студенту глубоко и прочно усваивать максимально необходимый по объему и сложности для него учебный материал без превышения научно установленных норм времени на аудиторную, домашнюю и самостоятельную работу; позволяет полностью восстанавливать за отведенное на отдых время свою работоспособность;
- сложность содержания определяется числом, качеством, системой отношений элементов содержания образования, влияющих на число и систему познавательных операций обучаемого, нужных ему для успешного усвоения учебного материала;
- отсутствие оптимально подобранного содержания учебного материала приводит к снижению темпа выполнения требований преподавателя, понижению учебно-волевых усилий со стороны студентов;
- большой объем материала и его неоправданная сложность ставят студентов в ситуацию невыполнения требований учебных программ, ведут к понижению качества усвоения последующих тем, определенному нервному напряжению;
- затруднения, возникающие у студентов при усвоении содержания учебного материала, определяются отсутствием соответствия между содержанием и запасом знаний студентов; между содержанием и опытом их учебно-познавательной и практической деятельности; содержанием и потребностями, интересами обучаемых.
Обозначенные причины ведут к учебной перегрузке, т.е. неоправданным затратам времени и сил на выполнение учебных заданий во время аудиторной, домашней и самостоятельной работы.