Успешность всякого обучения во многом зависит от отношения учащихся к учебному предмету. Решающим фактором в формировании отношения учащегося к тому или иному предмету является появление потребностей во владении данным предметом. Речь идет о мотивированности учебной деятельности учащегося, об определенном личностном смысле, который она приобретает для него. Создание мотивации — одна из серьезнейших проблем в преподавании иностранного языка. Если необходимость изучения этого предмета еще как-то осознается учащимися (преимущественно более старшего возраста), то потребность в нем ощущается значительно реже и, как правило, к концу обучения. Это обстоятельство крайне усложняет весь процесс обучения. Поэтому в создании мотивации, необходимой для успешного обучения, следует опираться на все факторы, способствующие ее появлению. Одним из самых действенных является интерес. Непосредственный интерес может затем перерасти в опосредствованный, познавательный — один из основных мотивов учебной деятельности школьника, поскольку он выступает как проявление его познавательной потребности.
В поддержании непосредственного интереса к иностранному языку и в превращении его в познавательный интерес немаловажную роль играет правильно поставленное обучение чтению. Умело подобранный материал для чтения позволяет в значительной степени преодолеть разрыв между интеллектуальными и языковыми возможностями учащихся. Изучение их читательских интересов показывает, что практически для любого уровня владения языком можно составить (подобрать) тексты, содержание которых значимо для учащихся. Интерес к содержанию читаемого не только стимулирует чтение, но и пробуждает интерес к языковому материалу, которым оно выражено.
Психологи единодушны в оценке эффективности работы как фактора, стимулирующего интерес. Успех не только сопутствует интересу, но часто является и причиной его возникновения. В отличие от устной речи, где успехи субъективно менее ощутимы (за исключением самой начальной ступени), обучение чтению можно построить так, что учащийся постоянно, в течение всего курса, будет чувствовать свое продвижение вперед. Демонстрация успехов может быть при этом весьма наглядной для самих учащихся: увеличение скорости чтения, длины и сложности текстов и т. д.
Положительное влияние чтения особенно заметно в овладении языковым материалом. Чтение текстов обеспечивает лучшее его понимание и запоминание, формирует у учащегося чувство языка и обогащает его память новыми языковыми единицами. Для того чтобы значение и употребление нового слова (грамматического явления) было усвоено учащимися, необходимо установить разнообразные связи данной единицы с другими, уже изученными, в различных ситуациях ее применения. Если сами ситуации во многом сходны при общении на родном и иностранном языках, то используемые при этом сочетания языковых единиц совпадают далеко не всегда, и это представляет одну из главных трудностей в овладении устной речью. Она усугубляется еще и тем, что семантика отдельных языковых единиц также редко полностью совпадает в двух языках. Слово, как известно, реализует свое значение в контексте, в потоке связного высказывания. Разнообразные контексты помогают поэтому лучше понять его значение. Объем устной практики в условиях школьного обучения оказывается недостаточным, чтобы обеспечить необходимое количество контекстов для всестороннего ознакомления с языковым материалом. Тексты же для чтения предоставляют почти неограниченные возможности регулируемого многократного употребления любой языковой единицы в самых разнообразных по содержанию ситуациях, благодаря чему она повторяется и в самых различных контекстах. В результате не только уточняются ее семантические границы и нормы употребления (сочетаемость, наполняемость), но у учащегося накапливается и опыт ее соотнесения с различными ситуациями общения, что является необходимой предпосылкой правильного использования языковой единицы в устной речи.