Практические, образовательные и воспитательные цели курса иностранного языка реализуются особенно успешно в процессе обучения чтению. Чтение обеспечивает познавательную функцию языка: оно связано с текстами, несущими определенную информацию, и направлено на получение этой информации. Решение образовательных и воспитательных задач в процессе обучения чтению тесно переплетается, так как зачастую оно происходит одновременно и, как правило, на одном и том же языковом материале. Специфика чтения такова, что обучение ему способствует осуществлению почти всех основных сторон коммунистического воспитания — умственного, нравственного, идейно-политического, трудового и эстетического воспитания учащихся. Это возможно благодаря характеру самого речевого умения, а также материалам и методам работы, которые используются при его развитии.
Будучи мыслительной деятельностью, чтение способствует развитию образного и логического мышления учащихся. Существенную роль при этом играет не только содержание текстов, но сам процесс чтения на иностранном языке, который создает предпосылки для интенсивной работы мышления. Чтение на иностранном языке сопровождается целым рядом мыслительных операций — наблюдением, сравнением, анализом, синтезом, умозаключением, которые осуществляются в отношении как языкового материала текста, так и его содержательной стороны, поскольку понимание текста само по себе представляет цепь логических операций: превращение грамматических предложений в логические суждения, установление связи между отдельными мыслями, выделение главных из них и т. д.
В процессе чтения развиваются воображение и внимание учащегося, так как понимание текста всегда связано с догадкой и требует концентрации произвольного внимания. Чтение предполагает не только мыслительную, но и мнемическую деятельность, при этом создаются условия для действия как произвольного, так и непроизвольного запоминания.
Немаловажное значение с образовательной и с воспитательной точки зрения имеют приобретаемые учащимися навыки самостоятельной работы с текстом (книгой). Правильно поставленная работа способствует языковому и речевому развитию школьника, повышает его общую культуру чтения.
Чтение вносит свой вклад в нравственное и в идейно-политическое воспитание учащихся. Характер получаемой при чтении информации оказывает на учащегося определенное воспитательное воздействие. Вот почему содержательная сторона текстов приобретает в процессе обучения исключительно важное значение, а ведущим принципом при их составлении и подборе является их идейно-политическая направленность. Предлагаемые для чтения тексты должны воспитывать учащихся в духе борьбы за подлинную демократию, за мир и дружбу народов, за интернациональную солидарность пролетариата, одновременно формируя черты советского патриота, безгранично преданного своей Родине и делу строительства коммунизма. Могучим средством коммунистического воспитания является литература.
Успех нравственного воспитания, как и воспитания вообще, зависит от учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Чтение дает возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся путем рекомендации книг и текстов, соответствующих особенностям и склонностям каждого из них.
Чтение представляет собой деятельность, которая изменяет, воспитывает и формирует личность читающего. Это, однако, возможно при условии, если чтение является для него внутренне мотивированной деятельностью, что, в свою очередь, предполагает владение умениями и навыками, позволяющими ее осуществлять. Иначе говоря, занятия по чтению на иностранном языке должны давать ощутимые для учащихся практические результаты. В этом случае интенсивность образовательного и воспитательного воздействия значительно возрастает. Достижение практических результатов в чтении представляется поэтому более важным в том смысле, что они не только имеют ценность сами по себе, по и создают более благоприятные условия для решения в полной мере образовательных и воспитательных задач.