Б. Активизация готовых знаков
Активизируемые согласно программе письменные знаки и модели целесообразно делить на две группы: единицы, звуковые эквиваленты которых отрабатываются и в говорении; единицы, звуковые эквиваленты которых не отрабатываются в говорении.
Для единиц первой группы, куда относится много общеупотребительных знаков и моделей, потребуется лишь небольшое количество дополнительных упражнений по сравнению с тем комплексом, который был выполнен при усвоении эквивалентных звуковых единиц в говорении. Начиная с некоторой стадии обучения языку письменные упражнения будут просто добавляться в небольшом количестве к устным упражнениям по активизации соответствующих звуковых знаков и моделей (тех, письменные эквиваленты которых отобраны для активизации и ранее были усвоены в чтении).
Для тех письменных знаков и моделей, которые являются специфически письменными, т. е. присущи либо ненаправленному регистру, либо графической форме коммуникации, проводится весь комплекс упражнений по активизации.
Ниже описывается ориентировочный комплекс письменных упражнений по отработке готовых знаков, из которого учитель сможет выбрать минимум упражнений по активизации тех знаков, звуковые эквиваленты которых были уже усвоены в говорении.
Письменные упражнения делятся на те же главные типы, что и устные, поэтому их подробное описание здесь опускается.
Повторительные упражнения.
9. Переписывание изолированного Т-знака.
10. Переписывание сложных знаков с Т-знаком.
11. Переписывание всех словоформ Т-слова (изолированно и в составе сложных знаков).
12. Запись Т-знака под диктовку.
13. Запись сложных знаков с Т-знаком под диктовку. Последние два упражнения (диктант) имеют скорее контрольный, чем обучающий характер.
14. Переписывание сложных знаков, в которых Т-знак выступает в разных значениях.
При назначении письменных повторительных упражнений надо учитывать, что письменное повторение (переписывание) занимает гораздо больше времени, чем устное, и поэтому может выполняться лишь в небольших дозах.
Подстановочные упражнения.
Письменные подстановочные упражнения намного легче поддаются организации, чем устные, так как здесь удобнее задавать сложные знаки, их компоненты, подлежащие замещению, и подстановочные знаки.
15. Подстановка заданного Т-знака в серию сложных знаков, не сопровождающаяся изменениями в остальном составе сложного знака.
16. То же, но форма подстановочного знака выбирается альтернативно (из нескольких возможностей).
17. То же, но сам подстановочный знак (лексема, синтагма) выбирается альтернативно.
18. Подстановка заданного Т-знака, сопровождающаяся некоторыми изменениями в остальном составе знака.
19. Подстановочный знак задается в одной словоформе, которая должна быть заменена другой (из числа известных).
20. Т-знак подсказывается эквивалентным знаком родного языка.
21. Задается изменение формы или состава сложного знака, вызывающее замещение одного из знаковых компонентов Т-знаком. Последний может и не указываться.
Конструирующие упражнения.
Письменная форма предоставляет большие возможности для организации конструирующих упражнений, поскольку здесь можно задать и модели (серией типовых знаков), и производящие знаки, которые желательно в них использовать. Некоторые конструирующие упражнения удобно выполнять при помощи схем, разрезных таблиц, кубиков и т. д.
22. Задается серия сложных знаков с пробелами, которые требуется заполнить Т-знаком. Это упражнение не следует смешивать с подстановочным, где пробел модели был уже занят другим знаком. Сложные знаки и пробелы подбираются так, чтобы были репрезентированы основные дистрибутивные и сочетаемостные свойства Т-знака.