В большинстве рациональных систем обучения иностранному языку обучение письму (трансмиссии письменных сообщений) может занимать лишь подчиненное место по сравнению с другими главными видами коммуникативной деятельности. Это в особенности справедливо для средней школы, где коммуникативные цели обучения письму весьма скромны. Если при этом учесть, что письменные упражнения не могут сколько-нибудь существенно способствовать овладению говорением или чтением, то станет ясным, что традиционная школьная методика, уделявшая письменным упражнениям очень много внимания, совершала серьезную ошибку, самым пагубным образом сказывавшуюся на эффективности обучения устной речи и чтению.
Весь материал, предназначенный для усвоения в письме, черпается из материала для чтения про себя, где он должен быть усвоен ранее. Поскольку усвоение материала в чтении про себя предполагает потенциальную возможность его чтения вслух, этим обеспечивается «мост» между письменной и устной коммуникацией.
Овладение письменной трансмиссией включает в себя те же компоненты и группы упражнений, что и овладение говорением. Однако специфика письменной коммуникации накладывает свой отпечаток на типологию и построение упражнений; одна из этих особенностей заключается в том, что письменный язык предоставляет особо благоприятные возможности для организации подстановочных и конструирующих упражнений.
Читатель, разумеется, поймет, что далеко не все приводимые ниже разновидности письменных упражнений подлежат обязательному применению в учебной практике. При всех условиях письменные упражнения должны занимать лишь незначительную долю общего времени классных и самостоятельных занятий.
А. Активизация графем
Аналогом артикуляционных упражнений в сфере письма является выработка правильного почерка. Под «правильностью» имеется в виду соблюдение норы ручного письма, свойственных данному языковому коллективу (известно, что одинаковые печатные буквы разных языков могут иметь в них разные формы ручного написания). Очевидно, что качество почерка никак не соотносится с качеством произношения, что еще раз напоминает нам о существенной автономности устной и письменной форм языковой коммуникации.
Правильный почерк вырабатывается системой упражнений в каллиграфии, давно и детально разработанной для многих графических систем. Следует, однако, отметить, что если еще сто лет назад хороший (правильный, красивый) почерк расценивался как важная коммуникативная способность, то сейчас, в эпоху машинного письма, роль почерка в коммуникации совсем незначительна. Поэтому увлечение каллиграфией заслуживает только осуждения как непроизводительная затрата учебного времени. Этот аспект обучения письму требует немногих упражнений, которые, если они рационально составлены, обеспечат достаточное качество почерка. Рациональная организация каллиграфических упражнений требует учета схождений и расхождений в рукописных графемных системах родного и иностранного языков.
Все упражнения по выработке почерка являются повторительными. В письменной коммуникации повторительные упражнения сводятся к переписыванию или списыванию графических элементов и знаков письма (ручного и печатного). Если обучение не ставит цель овладения машинописным письмом, то переписываемый материал, независимо от его формы, будет всегда воспроизводиться ручным письмом.
1. Списывание линейных компонентов графем, не имеющих эквивалентов в родном языке или отличающихся в ручном написании от идентичных печатных графем родного языка.
2. Списывание рукописных графем указанного выше типа.
3. Списывание печатных графем рукописными буквами.
4. Списывание типовых сочетаний графем. Цель упражнения — выработка слитности письма.
5. Списывание контрастирующих (близких по форме) графем.
6. Переписывание слов, словосочетаний и предложений. Ручное письмо —ручное письмо. Все переписываемые знаки и модели сложных знаков должны быть ранее усвоены в чтении.
7. То же, печатное письмо — ручное письмо.
Все приведенные выше упражнения в каллиграфии могут выполняться учащимся самостоятельно (при наличии адекватных упражнений в учебнике).
8. Побуквенный диктант (запись букв, диктуемых алфавитными названиями).