Выявлено, что структура слушания, как и говорения, складывается из трех частей: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. Однако роль и соотношение этих частей специфичны. Так, мотивационно-целевая сторона при слушании не только определяется потребностями слушающего, но и опосредуется деятельностью говорения другого участника общения. Цель слушания заключается в осмыслении поступающего на слух речевого сообщения, произведенного говорящим. Более развернутой и полной, чем в говорении, является аналитико-синтетическая часть, которая включает несколько этапов обработки поступающего на слух речевого сообщения. Эта часть деятельности обеспечивается такими операциями внутреннего оформления, как отбор, сличение и установление внутрипонятийных соответствий, и объединяется с исполнительной, состоящей в принятии решения на основе анализа и синтеза.
Речевой сигнал, будучи объектом смыслового восприятия, характеризуется единством смыслового и акустического планов. Этим, по-видимому, и объясняется сложность и многомерность его обработки. Процессы накопления и переработки смысловой и акустической информации находятся в постоянном сложном взаимодействии, они осуществляются в некоторых своих звеньях параллельно, в других — последовательно. Обработка самого речевого сигнала проводится одновременно по всем его параметрам, смена гипотез (смысловых) и их подтверждение или отклонение происходят последовательно. Речевой материал подвергается смысловой группировке — расчленению, анализу, объединению, в результате которых происходит выделение смысловых опорных пунктов. Этот процесс осуществляется с привлечением механизма накапливания и укрупнения. Высшей формой смысловой группировки является процесс перекодирования.
Этот процесс осуществляется при взаимодействии мышления и памяти на основе определенной программы использования речевого механизма для данного вида речевой деятельности.
Наиболее полную психологическую схему смыслового восприятия, на наш взгляд, представляет система, характеризующаяся тремя уровнями — побуждающим, формирующим и реализующим. Содержанием побуждающего уровня является возникновение обстановочной и пусковой афферентации на основе контекстной или ситуативной стимульной информации, а также формирование готовности к общению, заинтересованности в том, чтобы понять и осмыслить поступающее сообщение. Формирующий уровень содержит четыре фазы: смыслового прогнозирования; вербального сличения; установления смысловых связей между словами и смысловыми звеньями; смыслоформулирования.
Благодаря включению в действие процесса установления смысловых связей формируются смысловые звенья, возникают образы. На этом уровне включаются механизмы семантических и грамматических правил, обеспечивающих категориальное оформление мысли говорящего для слушателя, согласно нормам данного языка.
Последняя фаза охватывает процесс обобщения всей перцептивно-мыслительной работы и перевода его в общий смысл воспринятого сообщения. Реализующий уровень формирует ответное речевое действие или другой вид реакции.
Процесс осмысления в акте речевого восприятия может иметь как положительный, так и отрицательный результат. Положительный результат реализуется в понимании речевого сообщения, в ответном высказывании, предметном действии, в изменении психического состояния аудитора и др.
Глубина понимания соотносится с уровнями понимания. В качестве уровней понимания рассматривают понимание плана значения и плана смысла, или уровни языкового и надъязыкового понимания. Первый характеризуют как понимание в известном смысле буквального и поверхностного значения текста, выводимого на основе части языковых фактов и закономерностей из значений отдельных его составляющих (формальных языковых единиц, как сегментных, так и суперсегментных).
Второй связывают с пониманием глубинного, ситуационного значения текста. Достижение этого уровня происходит «в случае совпадения интерпретации языкового значения реципиентом с исходной интерпретацией этого значения автором (с авторским замыслом)».