Уровни понимания, в свою очередь, подразделяются на: словесное (вербальное) понимание, ограниченное пониманием синтаксического строя фразы, грамматических элементов ее и общих лексических значений входящих в нее слов; предметное понимание, связанное со знанием той действительности, которая отражена в тексте; логическое понимание, объединяющее словарное и предметное понимание (оно опирается на связи данного компонента текста с предшествующим и последующим контекстом и на просодические компоненты — интонацию, фразовое ударение); понимание неясно выраженного смысла формы; понимание экспрессивной речи; критическое понимание (завершающая фаза понимания, связанная с пониманием общей идеи высказывания и собственной оценкой услышанного).
Уровень понимания зависит от особенностей воспринимаемого сообщения и общей задачи, решению которой служит прослушивание текста.
Факторы, характеризующие аудитора. Смысловое восприятие речи — процесс глубоко индивидуальный. Анализ структуры личности, осуществленный в советской психологии, позволяет рассмотреть особенности учащегося, которые играют существенную роль в процессе речевосприятия на уровне таких подструктур, как направленность, опыт, формы отражения. Направленность характеризуется установками, ставшими свойствами личности. Эта подструктура личности включает в себя такие формы, как влечение, желание, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Этими свойствами личности определяется в процессе аудирования желание заниматься данным видом деятельности, интерес к содержанию передаваемых сообщений и их оценка.
Решающее значение для адекватного понимания сообщения имеет уровень интереса слушающего к теме и содержанию этого сообщения. Интерес рассматривается как «познавательная форма направленности на предмет». Интерес играет в восприятии речи не меньшую роль, чем способность правильно обработать акустический сигнал, так как направляет внимание, мобилизует волю, активизирует мыслительные процессы.
Роль направленности личности в структуре деятельности, связанной с восприятием речи, исключительно велика потому, что «все формы направленности личности вместе с тем являются и ее потребностями и потенциальными (и могут становиться и актуальными) мотивами деятельности». Направленность личности определяет собой устойчивую апперцепцию, лежащую в основе восприятия речи и формируемую всем процессом воспитания человека. В процессе обучения аудированию ее нужно учитывать, опираться на нее и в то же время предлагать учащимся такой материал для аудирования и такие формы работы над ним, которые могут положительно влиять на формирование моральных черт личности ученика и его интерес к данному виду деятельности.
В рамках подструктуры опыта в психологии рассматривают знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения. От этих характеристик зависит способ осуществления деятельности речевосприятия и ее результат. Подструктура форм отражения, которая охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов (мышления, памяти, воображения, эмоций, ощущений, восприятия, воли), также накладывает отпечаток на качество деятельности и формируется путем упражнения. Представляется целесообразным рассмотреть влияние этих двух подструктур личности на процесс аудирования.