Устная форма общения включает в себя аудирование (импрессивная речь) и говорение (экспрессивная речь). С психологической точки зрения, эти акты связаны с разной степенью участия тех или иных мыслительных процессов и памяти.
Понимание устной речи на слух является сложной мыслительно-мнемической деятельностью, осуществляющейся в результате выполнения целого ряда умственных операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. Наличие и развернутость этих логических операций зависит от типа понимания: опосредованного (дискурсивного) или непосредственного. Для последнего характерна, в частности, свернутость и сокращенность мыслительных операций, осуществляемых во внутренней речи. Значение внутренней речи для понимания очень велико. Даже в затрудненных условиях (имеются в виду эксперименты с применением артикуляционных помех) она дает возможность воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать, способствуя «переработке принимаемой речевой информации».
Аудирование устной речи связано не только с процессами мышления, но и памяти, которая призвана сохранять и удерживать поступающую информацию. При этом долговременная память должна хранить слухо-артикуляционные образы слов и словосочетаний, правил и схем их соединения.
Благодаря этому происходит понимание фразовой структуры и коммуникативного типа предложения.
Для того чтобы речевое сообщение было правильно понято, слушающий должен удерживать слова и фразы, переводить последовательный ряд поступающих сигналов в одновременный. Эту функцию выполняет оперативная память.
По составу анализаторов, участвующих в аудировании, оно является результатом «замыкания временных связей между рече-слуховым и рече-двигательными анализаторами». Воспринимая звуки, слушающий преобразует их с помощью моторного (рече-двигательного) анализатора в артикуляционные образы. Между слуховым и рече-двигательным анализатором устанавливается, таким образом, прочная функциональная связь. Что касается зрительного анализатора, то при аудировании он не является непременным элементом, хотя наличие зрительной опоры значительно облегчает восприятие и понимание речи на слух. Это объясняется тем, что оптические сигналы (органы речи, жесты, мимика) подкрепляют слуховые ощущения, облегчают внутреннее проговаривание и уяснение смысла речи.
На начальной ступени обучения моторная (рече-двигательная) деятельность протекает особенно интенсивно и ее можно рассматривать как основной и необходимый компонент слухового восприятия. На продвинутой ступени наблюдается свертывание моторной деятельности, ее редукция, что объясняется прочным объединением рече-двигательного, слухового и зрительного компонентов в единую систему временных нервных связей, функционирующих при минимальном напряжении мышц речевого аппарата. Это, в свою очередь, влияет на скорость восприятия и понимания речи.
Однако и на продвинутой ступени обучения (экспериментальным путем) легко фиксируется скрытое проговаривание при возникновении затруднений в понимании речи на слух и в случае необходимости точного запоминания содержания.