Обратимся теперь к анализу факторов, влияющих на аудирование.
Темпоральная характеристика речи. Объективно заданный темп речевого сообщения определяет скорость и точность понимания на слух, а также эффективность запоминания.
Экспериментально доказано, что в известных пределах увеличение темпа поступления любых сигналов, воспринимаемых на слух, ускоряет прием информации, особенно в том случае, если испытуемые заранее информированы об изменении темпа.
Существует, однако, предельная скорость восприятия, превышение которой ведет к резкому падению активности и к заметному снижению процесса восприятия и понимания. Объяснение этого факта следует искать в свойствах кратковременной памяти.
При определении темпа речи пользуются разными единицами измерения. В ряде советских и зарубежных источников в качестве единицы измерения выступает слово, с чем вряд ли можно согласиться. Известно, что, например, в английском языке то же самое содержание выражается значительно большим количеством слов, чем в немецком.
Темп речи, воспринимаемой на слух, следует, по-видимому, измерять количеством произносимых в минуту слогов, так как «слог, являясь подлинной, а не условной единицей речи, представляет собой и более равномерную по сравнению со словом величину». В. И. Ильина приводит в цитированной выше статье данные, из которых явствует, что общий темп речи складывается из двух величин — количества слогов в минуту и количества речевых пауз.
Измерение по этим двум составляющим показывает, что разница между минимальным и максимальным темпом довольно велика.
Темп речи в любом языке, в том числе и в немецком, зависит от речевого опыта, степени трудности языкового материала, индивидуальных качеств говорящего, от важности отдельных частей информации.
Более важная информация сообщается медленней, второстепенная в более быстром темпе.
Большой интерес представляют данные Г. В. Шефера, показывающие зависимость скорости речи от содержания и ситуации общения. Анализ записи радиопередач позволил ему получить следующие данные.
Темп немецкой речи колеблется от 225 до 290 слогов.
При сопоставлении индивидуальных различий темпа речи наименее устойчивыми оказываются паузы, что объясняется типами речевых произведений, выразительностью говорящего, особенностями его характера, эмоциональным настроем в момент речи и другими причинами.
Для того чтобы темп речи не стал препятствием при распознавании звучащей речи особенно в начале обучения, скорость поступления информации может замедляться за счет увеличения длительности пауз между синтагмами и фразами. Более продолжительные паузы дают возможность слушающему синтезировать прослушанное и восполнить пробелы в понимании на основании общего смысла принятого сообщения.
Абсолютный же темп должен быть нормальным, так как его замедление искажает интонационный рисунок фразы, мешает быстроте реакции и существенно ослабляет внимание, крайне необходимое для успешного понимания речи.
Задачи восприятия. Известно, что для простого опознавания новых явлений и их различения, для несложных упражнений в выборе требуется меньше времени и усилий, чем для выполнения более сложных и многочисленных умственных действий с прослушанным сообщением.
В повседневном речевом общении зрительное и слуховое восприятие направлено на содержание высказывания; в условиях обучения оно может быть направлено либо только на форму, либо одновременно на форму и содержание.
Исследования, проведенные на кафедре психологии МГПИИЯ им. М. Тореза, показали, что при направленности внимания на языковую форму (установка на выполнение операций поиска, различений, группировок) одновременное понимание содержания осложнено, однако каждый аспект языка интерферирует при этом в разной степени. Направленность на грамматические и лексические явления больше отвлекают от содержания, чем наблюдения только за произнесением. Тут выступает фактор, свидетельствующий о различной направленности внимания и об ограниченности его объема. «Если человек удерживает в поле внимания несколько объектов, то относительная возбудимость в соответствующих пунктах анализатора тем ниже, чем больше их число».