Для того чтобы направить внимание слушающего на содержание, важны упражнения, снимающие языковые трудности (объяснение новых слов и реалий, беседа, знакомящая с большим контекстом), то есть все то, что устраняет информационную перегрузку, расширяет синтез восприятия, делает языковую догадку целенаправленной и мотивированной.
Ориентиры восприятия. Понимание речи на слух зависит не только от структурных особенностей, но и от того, какими ориентирами располагает текст, имеются ли в нем необходимые подсказки и опоры для запоминания.
Восприятие речи на слух начинается с выделения смысловых ориентиров. В первую очередь, сюда следует отнести интонацию (как признак связи слов и предложений), ритм, паузы и особенно логическое ударение. Большое значение для понимания имеет знание большого и малого контекста.
При комбинированном звукозрительном восприятии используются формальные подсказки: подчеркивание, особый шрифт, цвет, схемы, рисунки, заголовки. Каждый из этих ориентиров имеет свое назначение.
Заголовки, которые А. А. Смирнов называет «наиболее распространенным видом опорных пунктов», знакомят с темой речевого сообщения и создают направленность мысли.
Рисунки как подсказывающий ориентир применяются в зависимости от выполняемых задач. При целевой установке на слушание и последующее воспроизведение рисунки имеют положительное значение. Они способствуют догадке, возбуждают интерес, помогают удержать в памяти последовательность излагаемых фактов.
Из психологической литературы известно, что при нейтральном, неакцентированном говорении понимание значительно снижается. Для выделения основных мыслей (ср. роль абзацев в печатном источнике) используются вводные слова — заполнители молчания, повторения, риторические вопросы и др.
Ориентиры нельзя рассматривать как постоянное явление. По мере овладения языком изменяется их количество, назначение, иной становится их роль при восприятии и запоминании.
Основные этапы восприятия и понимания речи и структура сообщения. Сложный процесс восприятия и понимания речи предполагает правильное понимание связей и отношений между словами и конструкциями. У зрелого аудитора это понимание превращается в навык одновременного узнавания основного смысла с помощью разных формальных признаков. Быстрая лексико-грамматическая ориентация не отделима от сравнения воспринимаемых слуховых образов с определенными эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека в виде различных оперативных единиц (слов, словосочетаний, предложений).
Состав операций, на которые распадается восприятие звучащей речи на различных ступенях обучения, неодинаков и зависит от степени сформированности навыка. На начальной ступени обучения языку происходит более развернутая аналитико-синтетическая деятельность, на старших курсах восприятие превращается в свернутый, автоматизированный процесс, связанный с узнаванием слов и целых предложений.
Простое предложение не представляет особой сложности для понимания, так как оно, по справедливому замечанию А. Р. Лурия, является привычной и хорошо упроченной единицей разговорной речи.
Особую сложность представляет понимание логико-грамматической структуры сложного предложения. Мыслительные операции связаны в данном случае с особой формой синтеза отдельных элементов и одновременной, а не последовательной обозримостью всего предложения.
Понимание сложного синтаксического целого происходит путем расчленения речевого сообщения на части и его смысловой группировки, определения средств соединения предложений, составляющих «смысловой кусок» (А. А. Смирнов), определения его темы, начала и конца мысли по основным синтаксическим признакам (инверсия, вводные слова, союзы в начале и в конце абзаца и др.). Способы соединения предложений в сложное синтаксическое целое весьма разнообразны, но в каждом стиле довольно устойчивы, так как подчиняются определенным синтаксическим закономерностям.
Экспериментальное исследование В. Д. Тункель, проведенное со студентами языкового вуза, подтверждает известные из опыта преподавания факты о том, что легче всего запоминаются на слух и воспроизводятся глаголы.
Труднее запоминаются прилагательные и особенно строевые слова.
Изложенные выше факторы должны учитываться при отборе и организации речевых сообщений, предназначенных для обучения аудированию и при построении языковых и речевых упражнений.