Для определения содержания учебника решающее значение должен иметь учет следующих факторов:
1) правильное понимание и адекватная реализация категории «содержание обучения» с учетом специфики того или иного исторического периода. Это значит обеспечить не только наличие необходимого и соответствующим образом организованного языкового (вернее, речевого) материала (лексики, грамматики, речевых образцов, текстов), но и достаточное количество действий с этим материалом (действий реализации), способных сформировать у учащихся основные компоненты речевой деятельности — ориентировку, исполнение, самоконтроль;
2) последовательное применение структурно-функционального подхода к отбору и организации материала, т. е. учет как структурно-грамматических, так и семантико-коммуникативных факторов;
3) широкое использование метода моделирования не только на уровне высказывания в рамках предложения, но и на уровне связной речи, т. е. моделирование диалогов-образцов, образцов монологических высказываний;
4) отражение дифференциации и интеграции знаний, а также концентрации и упрощения знания, уменьшение его объема без нарушения его информативной ценности;
5) выделение на этой основе дифференцированных единиц обучения для каждого вида речевой деятельности. Рассмотрение в качестве основных единиц обучения не единиц организации учебного материала (слов, речевых образцов, текста), а единиц учебной деятельности — упражнений, выступающих как форма единения материала и действий реализации;
6) организация поэтапности формирования предметных и умственных действий и в целом управляемости процессом развития познавательной и иноязычной речевой деятельности учащихся с помощью определенной последовательности выделенных единиц обучения и их взаимодействия, т. е. с помощью системы упражнений. Последовательный учет в этой связи основной функции системы упражнений служит средством реализации иерархии управления обучением;
7) усиление управляемого характера обучения путем дробной и иерархированной постановки конкретных методических задач, позволяющих вычленить некоторые промежуточные действия внутри видов деятельности, вынести их во внешний план и обеспечить их формирование с помощью упражнений;
8) использование таких форм организации материала и учебной деятельности, которые способствуют максимальной умственной и речевой активности учащихся: создание проблемных ситуаций при обучении знаниям (например, опора не столько на память, сколько на мышление учащихся, на осознание существенных признаков), создание специфических речевых ситуаций, стимулирующих высказывание и т. п.;
9) решение проблемы о пропорции эмпирического и абстрактного знания, ставя это соотношение в зависимость от степени использования метода моделирования, возрастных особенностей учащихся, уровня их обученности (определение в этой связи роли и характера языковых правил);
10) в конечном итоге — создание с помощью отбора и организации материала рациональной программы управления деятельностью учителя и учащихся, соответствующей уровню развития науки и научно-технического прогресса.
Учебник должен достаточно наглядно отражать современные методы обучения:
1) основным и непосредственным проводником методов преподавания (показа, объяснения, организации тренировки, организации применения) должна быть книга для учителя, однако и учебник не должен быть нейтрален по отношению к ним. Более того, он должен через организацию материала и рекомендуемые для учащихся приемы работы находиться в полном соответствии с методами преподавания, характерными для той или иной конкретной системы обучения;
2) методы учения, индуцируемые методами преподавания, должны представлять собой реализацию основных узловых звеньев (компонентов) процесса учения: ознакомление, размышление, тренировку и применение;
3) каждый из методов преподавания и учения, обладая известной устойчивостью и широким диапазоном действия, должен раскрываться во множестве различных приемов деятельности учащихся и учителя. Многообразие этих приемов делает метод гибким, вариативным, пригодным к использованию в любой системе обучения иностранным языкам. Но выделение в нем доминирующих приемов (в соответствии со спецификой целей в определенный исторический период) делает его соотносимым именно с данной конкретной системой обучения;
4) методы учения, будучи структурно-функциональными компонентами деятельности учащихся, должны целенаправленно формироваться как учителем (методами преподавания), так и самим учебником, с тем чтобы обеспечить их применение в самостоятельной работе, чтобы создать возможность дальнейшего самообразования.