Если обучение иностранному языку детей до 10-11-летнего возраста, очевидно, должно быть преимущественно устным, то при начале обучения целесообразно одновременное обучение устной и письменной коммуникации, что и практикуется в настоящее время. Это оправдывается двумя соображениями: во-первых, при дальнейшей отсрочке начала обучения чтению не смогут быть реализованы программные цели в этом важнейшем виде коммуникативной деятельности; во-вторых, возможность подкрепления звукового материала его письменным эквивалентом облегчит и сделает более надежным продвижение в усвоении устной коммуникации, а также создаст необходимые прямые ассоциации между отпечатками равнозначных звуковых и графических знаков и моделей.
Это последнее соображение, диктует целесообразность приблизительно одновременного введения эквивалентного звукового и графического языкового материала в рецептивных ВКД — слушании и чтении про себя, а также в чтении вслух. Иначе говоря, рационально, чтобы, с одной стороны, любой звуковой знак и модель, вводимые в слушании, сразу же или с небольшим интервалом были представлены эквивалентными единицами письменного языка, усваиваемыми в чтении про себя и вслух. С другой стороны, весь материал для чтения про себя должен быть доступен пониманию на слух, а также применению в чтении вслух. При этом следует подчеркнуть, что чтение материала, вводимого в слушании, равно как и прослушивание материала, предназначенного для чтения про себя, играет вспомогательную роль по отношению к упражнениям в слушании и чтении на специально отобранном для этих ВКД материале.
Поскольку рецептивные ВКД в обучении опережают продуктивные, в говорении всегда будет осваиваться тот знаково-модельный материал, который был уже ранее освоен в слушании и чтении про себя и вслух.
Что касается письма, то оно будет осваиваться на особом материале, который уже был с опережением усвоен в чтении, а в звуковой коммуникации активизируется лишь частично.
В понятие «структуры обучения» входит также соотношение между классной (аудиторной) и самостоятельной (домашней и лабораторной) работой учащихся.
Рациональное решение этой проблемы требует создания условий для массовой лабораторной работы учащихся с техническими средствами, ибо только таким путем можно организовать самостоятельную работу учащихся по непосредственному освоению устных ВКД — слушания и говорения, а также чтения вслух. Несомненно, что наличие таких возможностей (при обеспечении требуемыми учебными материалами) существенно повысит эффективность обучения, создав столь необходимую искусственную языковую атмосферу для обучаемого. Однако столь же очевидно, что организация такой работы в условиях обычной средней школы сопряжена с очень большими и едва ли полностью преодолимыми трудностями, главная из которых имеет психологический характер: не так-то легко побудить детей и подростков прийти в школу после уроков (в урочное время лабораторные занятия при обычном учебном плане не «впишутся»).
На лабораторные занятия со звуковой аппаратурой можно было бы отнести значительную часть работы по освоению слушания и чтения вслух и некоторые упражнения в говорении. Для этого, разумеется, необходимы адекватные системы упражнений с самоконтролем (см. ниже). Организацию массовых лабораторных занятий такого рода следует признать совершенно обязательным компонентом обучения языку в высших учебных заведениях (языковых и неязыковых).
При отсутствии лабораторных занятий структура школьного обучения в аспекте соотношения между классной и самостоятельной (домашней) работой упрощается, ибо возможность эффективной самостоятельной работы над звуковыми и письменно-звуковыми (смешанными) ВКД практически исключена (выполнение письменных упражнений и чтение про себя не может играть серьезной роли в овладении устными видами коммуникативной деятельности). В таких условиях время урока необходимо почти целиком посвятить работе над устными ВКД — говорением и слушанием, тогда как самостоятельные занятия, наличие которых в системе школьного обучения языку обязательно, в основном отводятся упражнениям в письменных ВКД (чтение про себя и в меньшей степени — письмо и чтение вслух).