В соответствии с подразделениями программы тема должна включать порции звукового и письменного знакового продукта, в пределах которых будут разграничиваться составы знаков и моделей, подлежащих продуктивному и рецептивному или только продуктивному усвоению. Для реализации такой структуры обучения требуется соответствующее построение учебников. Однако эта структура должна по возможности соблюдаться и при использовании учебников традиционного типа, хотя это сопряжено с известными трудностями.
В вопросе о взаимодействии и удельном весе отдельных ВКД в процессе обучения остается еще много неясного, подлежащего уточнению путем психолингвистических исследований и педагогических экспериментов. Здесь мы выскажем некоторые общие соображения.
1. В структуре обучения главные ВКД должны полностью преобладать над вторичными. Исключение может быть сделано только для тех систем обучения, где овладение вторичным ВКД фигурирует в качестве основной коммуникативной цели, например при подготовке переводчиков. Однако и в этих случаях главные ВКД должны преобладать в течение достаточно длительной начальной стадии обучения.
Особенно резким преобладание главных ВКД (говорение, слушание, письмо и чтение про себя) над вторичными (чтением вслух, записью речи и переводом) должно быть в школьном обучении, где не ставится никаких программных целей по вторичным ВКД. Чрезмерно высокий удельный вес вторичных ВКД в традиционных методических системах в немалой степени ответствен за их низкую эффективность. В самом деле, можно ли рассчитывать на успех в овладении главными видами коммуникативной деятельности на иностранном языке в условиях школьного обучения, если то малое время, которое отводится на изучение языка, расходуется на упражнения во вторичных ВКД? Следует помнить, что занятия вторичными ВКД сами по себе не ведут к овладению главными ВКД: можно долгое время упражняться в чтении вслух, нисколько не продвигаясь в овладении говорением, что весьма часто наблюдается на практике. Но, как уже отмечалось выше, обратная зависимость справедлива: овладение главными ВКД само по себе закладывает фундамент пользования вторичными ВКД, для полного овладения которыми требуются лишь некоторые дополнительные упражнения.
При правильной дозировке упражнения во вторичных ВКД могут быть полезны в качестве вспомогательного средства при овладении главными ВКД, но на всех стадиях обучения они могут занимать лишь незначительную долю времени, отводимого на классные и самостоятельные занятия.
2. Поскольку только рецептивные ВКД обладают полной автономностью, а продуктивные базируются на них, в структуре обучения следует соблюдать определенное опережение в усвоении рецептивных ВКД по отношению к продуктивным. Собственно говоря, иначе и быть не может, ибо каждый знак и каждая модель, прежде чем быть введенными в Т-коммуникатор, должны быть усвоены рецептивно. Это касается как звукового, так и графического языкового материала: звуковой знак или модель, предназначенные для усвоения в говорении, должны быть предварительно усвоены в слушании, а письменные единицы соответственно сначала усваиваются в чтении про себя, а потом уже в письме.
Разумеется, лишь часть материала, усваиваемого в рецептивных ВКД, в дальнейшем переходит в продуктивные, так что на любой стадии обучения объем материала, которым учащийся владеет в рецепции, будет значительно превышать тот, которым он пользуется продуктивно. Повторяем, что такое соотношение получается при любой методике обучения; задача методиста заключается в том, чтобы наиболее рациональным образом распределить материал, усваиваемый рецептивно и продуктивно, и подобрать оптимальные режимы опережения в структуре обучения на разных его стадиях.
Интервал опережения может быть самым различным. В одних случаях рецептивное усвоение знака или модели будет отделено от продуктивного лишь несколькими уроками или даже этапами урока, в других — этот интервал может составлять месяцы или даже годы обучения. Еще раз подчеркнем, что многие знаки и модели, вводимые в рецептивных ВКД, вообще не появятся в трансмиссии до конца обучения языку.
3. Весьма сложен вопрос о месте и соотношении устных и письменных ВКД в структуре обучения. Здесь намечается ориентировочное его решение для условий средней школы.