Из истории Саами.

Мясо оленей являлось основной пищей саами в зимнее время. Его ели мороженым, вяленым или жареным, пили оленью кровь, что для народов, занимающихся скотоводством, не редкость. Если мясо варили, в бульон добавляли муку или ягоды. Чаще всего первое блюдо приготавливали из куропаток. Длительное время священной пищей саами было медвежье мясо.

Летом ловили рыбу, жарили, вялили, запекали в тесте. Употребление растительной пищи ограничивалось по простой причине — флора северных краев не слишком богата. Растирали, толкли сосновую кору, приготавливали из нее что-то подобное муке и добавляли в бульоны. Чтобы испечь хлебные лепешки, муку закупали или меняли на оленье мясо. В больших количествах употребляли чай, а молоком не пользовались, так как самок оленей саами не доили, предпочитая этот продукт обставлять животным.

До принятия христианства саами были язычниками. В некоторой степени верования и обряды, сопровождающие трудовую деятельность (оленеводство, рыболовство), сохранились до наших дней.

Саами олицетворяли и одушевляли силы природы. По их представлениям, солнце, например, путешествовало по небу в нартах, запряженных оленями, имело многочисленных родственников. Во время северного сияния саами предпочитали не смотреть на него: они верили, что оно является воплощением духов умерших людей.

Анималистические представления саами распространялись на камни, которые называли «сейдами». Считалось, что в них воплотились души людей, животных. Сейды могли сделать жизнь человека успешной, благополучной, но могли и превратить ее в тяжелое испытание. В благодарность за проявленное внимание сейд помогал в охоте и рыболовстве, защищал от врагов; недостаток внимания грозил обернуться болезнями, смертью, отсутствием добычи. Как правило, каждый сейд приобретал определенные черты человеческого облика (глаза, пальцы) или предметов, украшений (перстни).

Чтобы сейд оставался благосклонным, необходимо было приносить ему дары, отдавать часть добычи. Запрещалось ссориться, ругаться, громко разговаривать и смеяться при проведении обрядов.

Существовало поклонение духам озер и рек, что естественно, так как саами занимались ловлей рыбы. Посредниками между людьми и духами выступали саамские колдуны — служители культа (нойды), объединяющие роли жрецов и шаманов.

Эти люди занимали высокое социальное положение в структуре общества саамов, пользовались уважением всего народа. Они разговаривали с духами, провозглашали их волю, занимались врачеванием, оказывали влияние на погодные условия (останавливали ветры, прекращали дожди).

Народное творчество саами представлено мифами, песнями, легендами, сказками. Последние предназначались для воспитания подрастающего поколения, сказания о карликах и вурдалаках учили молодежь осторожности. Множество легенд и сказок повествовало о таинственных силах природы и отдельных явлениях жизни. Саами создали циклы исторических и героических повествований о поединках и схватках с врагом, произведения на бытовую тему. Особенность фольклора саами — причудливое переплетение в сказаниях фантастического и реального.

С. Филатова

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее


Разное:

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard