Музей вина (Musee du vin) в Париже.

Хранили и перевозили вино, как и сейчас, в бочках, хотя самым древним сосудом для вина была амфора. На витрине музея есть итальянская амфора I века до Р. Х., но уже и в то время деревянные бочки — изобретение кельтов — начинают заменять эти хрупкие глиняные сосуды. Техника производства бочек почти не изменилась с тех пор, и в музее воссоздана настоящая бончарная мастерская с восковыми фигурами бондарей.

Вино продолжали хранить в бочках до изобретения бутылки в XVII веке. Честь изобретения «сосуда из утолщенного затемненного стекла трубчатой формы с удлиненным горлом и покатыми плечами», то есть бутылки, принадлежит англичанину сэру Kenelm Digby. Оставалось выдумать пробку, чтобы герметически закупорить бутылку, и штопор, чтобы ее открыть. Что касается пробки, то полагают, что честь ее открытия принадлежит паломникам, которым приходилась часто пересекать леса с пробковыми дубами. Почти в то же время появился и штопор, прообразом которого, как говорят, была металлическая спираль для чистки оружейных стволов (в музее целая витрина посвящена самым разнообразным штопорам).

Из чего же пили вино? Из керамических стаканов прежде всего, золотые и серебряные кубки подавались на императорские и царские столы, затем появились стеклянные и хрустальные чарки, рюмки и прочие бокалы (витрины музея ими переполнены). Формы их были также разнообразны. Например, полагают, что форма бокала для шампанского повторяет форму груди королевы Марии-Антуанетты, утверждение очень похожее на вымысел. Но когда-то действительно был сделан слепок с августейшей груди для Севрской фарфоровой мануфактуры, где были заказаны четыре фарфоровые чаши, но не для шампанского, а для молока, для молочной фермы, устроенной Марией-Антуанеттой в Версале.

В музее среди всех экспонатов, связанных с вином и виноделием, есть и восковая фигура микробиолога Луи Пастера. Это Луи Пастеру Наполеон III поручил исследовать природу брожения вин: часто вино начинало бродить и портилось в бутылках, что, естественно, наносило ущерб винной торговле. Луи Пастер открыл не только природу брожения, но и способ борьбы с ним: бутылки с вином начали пастеризовать, то есть подогревать в водяной бане до определенной температуры, убивающей микробы, но сохраняющей все качества вина.

Целые витрины посвящены наиболее известным французским винам — бордоским и шампанским. Peгион Бордо, центр виноделия и виноторговли, уже начиная с XVII века славился (и продолжает славиться) исключительным качеством своих вин. Самые лучшие современные марки вина бордо — Margaux, Lafite, Latour, Haul-Brion — продолжают считаться лучшими с тех самых пор. Бутылки с печатями драгоценных бордоских вин XIX века (на одной надпись: «пить до дна») хранятся в музее на почетном месте.

Что же касается вин шампанских, то в музее воссоздан настоящий погребок для их хранения, с человеческими восковыми фигурами, причем лица фигур не защищены специальными масками. Хотя когда-то войти в погреб с шампанским было весьма небезопасно — бутылки часто взрывались прямо в руках.

Шампанское вино неразрывно связано с именем бенедиктинского монаха Дона Периньона, которому в XVII веке впервые в монастырских виноградниках района Шампань удалось получить шипучее, игристое и даже «лучистое» вино. Дону Периньону приписывают эту романтическую фразу «я пью звезды», и если верить специалистам, то кроме «звезд» и молока он больше ничего и не пил.

В России с шампанским связано другое имя — имя вдовы Николь Клико Понсарден, превратившей скромное винодельное предприятие своего мужа в процветающий дом по производству шампанских вин главным образом благодаря русским клиентам. Попробовав шампанского во время французского похода в Отечественную войну 1812 года, русские офицеры не отказались от своих привычек и вернувшись на родину. Предприимчивая вдова организовала доставку своего шампанского в Россию в таких количествах, что вскоре там шампанское стали называть просто klikofskoe. Приспосабливаясь к русским вкусам, в шампанское для России стали добавлять сахар, так что «кликофское» скорее походило на то шампанское, которое стали потом производить в России (русское шампанское кажется французам простым шипучим вином).

Уже один осмотр экспозиции шампанских вин в музее приводит в хорошее настроение, а если оно все-таки остается плохим, то почему при выходе в музейном ресторанчике и не «откупорить шампанского бутылку», послушав совета Александра Сергеевича Пушкина...

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее


Разное:

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard