По странной случайности, Музей вина расположен на Водной улице (rue des Eaux), или, вернее, на улице Водных источников, которые были открыты в этом районе Парижа еще в XV веке. При входе в музей кажется, что просто входишь в симпатичный винный погребок, где можно попробовать разнообразные (и, разумеется, наилучшие) французские вина. Но если вдруг появится желание узнать больше о вине, виноградорстве, виноделии, то это очень легко сделать, совершив прогулку по устроенному здесь же музею, углубляясь в буквальном смысле слова в туннель бывших изестковых карьеров. Для Музея вина трудно найти место лучше этих старинных погребов XV века.
Вино, может быть, единственный из продуктов общественного потребления, у которого есть и свое божество, и свой святой покровитель. Имя Вакха, или Бахуса, хорошо изестно всем, и его изображения с чашей и виноградными гроздьями конечно же есть в музее. Имя же св. Венсана, покровителя виноградарей и виноделия, известно меньше, и музей предоставляет возможность с ним познакомиться. Почему этот дьякон из Сарагосы, христианский мученик IV века, стал покровителем виноделия, объясняют тем, что в День св. Венсана — 22 января, по традиции, на виноградниках начинали первые работы — подстригали виноградные лозы. И если святого и изображают в одежде дьякона, то часто в одной руке вместо пальмовой ветви мученика он держит гроздь винограда, а в другой — садовый нож в форме серпа.
Во Франции стали заниматься виноделием еще в греко-римский период и с успехом продолжают до сих пор. В музее можно познакомиться со всеми этапами процесса производства вина: в чем его хранили, перевозили, подавали на стол и даже как охраняли виноградники от птиц. По ним стреляли из арбалетов глиняными шариками, а когда попадали, то и съедали незадачливую птицу, надо думать, запивая вином. При сборе винограда чем только не пользовались — на витрине и кожаные бурдюки, и заплечные плетеные корзины, и большие и маленькие кузовки.
Выжимали виноград при помощи прессов, хотя самым древним способом было топтание гроздей голыми ногами, и «если виноград топтали ногами простые смертные, то вино попадало на стол к королям». Машины давно уже заменили человеческий труд, но в XIX веке их все еще украшали людскими чугунными головками, лица которых гримасами старались передать усилия, необходимые для выжимки винограда (один из таких прессов есть в музее).