Из тех методов, которые существуют в математике для исчисления употребительности, целесообразно выбрать ранговый метод, при котором оперируют порядковыми номерами событий, рангами. Ранг — это номер места, которое занимает данное событие (в нашем случае — ЛE) в вариационном ряду. Вариационный ряд строится в соответствии с возрастающими или убывающими показателями измерений этих событий по какому-либо параметру. Таким образом, характер ЛE в данном ряду является однородным. Например, это могут быть слова, сравниваемые друг с другом по признаку семантической ценности; отличаться же друг от друга слова данного ряда будут результатами измерений семантической ценности по каждой ЛE, т. е. по данному показателю частичной употребительности.
Поскольку существует шесть показателей частичной употребительности —по количеству принципов отбора, то, следовательно, можно построить шесть вариационных рядов, в каждом из которых данная ЛE будет занимать определенное место, т. е. получит соответствующий ранг. Ранг не дает данной единице абсолютной количественной характеристики, а отражает лишь соотнесенность ее с другими по избранному параметру. Чтобы получить коэффициент суммарной употребительности по данной ЛE, остается «свести вместе» шесть частных показателей.
Принцип семантической ценности призван конкретизировать характер и степень предметно-понятийной отнесенности, присущей данной ЛE. Система понятий должна фиксироваться в виде идеологического словаря школьника или рабочей схемы такого словаря. Измерение семантической ценности можно построить на способности соответствующих словам понятий к вхождению в зафиксированные схемой понятийные группы. Помимо количества вхождений для семантической ценности важно, является ли понятие основным, инвентарным для данной группы (прямое вхождение), или оно только косвенно входит в него в качестве описательного понятия (косвенное вхождение). Слово Weg войдет в качестве инвентарного понятия в понятийные группы железная дорога, водные пути и автомобильный транспорт, а в качестве косвенного —- в группы город и сельская местность. Имеются также слова, которые не соотносимы по выражаемому ими понятию ни с одним разделом схемы идеологического словаря, и хотя нельзя сказать, что они вообще лишены семантической ценности, но с точки зрения того курса обучения, на который ориентирована схема, эта ценность весьма невелика.
Шкала словообразовательной способности должна предусматривать основные типы словообразования; в немецком языке — словосложение, суффиксация, префиксация, сращение, субстантивация; в английском — важен учет словообразования по конверсии; во французском языке учет словообразовательной ценности менее весом.
При исчислении частичной употребительности по многозначности учитывается особенность семантической структуры при полисемии, в первую очередь неравноценность составляющих эту структуру лексико-семантических вариантов, среди которых есть стилистически нейтральные и окрашенные, общеупотребительные и терминологизированные, обладающие высокой и низкой сочетаемостью. Наиболее независимым от контекста, стилистически не ограниченным, употребительным и высоковалентным является главный лексико-семаитический вариант слова, имеющий наибольшую коммуникативную ценность. Кроме того, есть и неглавные лексико-семантические варианты, а также оттенки значений. Значения отличаются от оттенков значений еще и тем, что первые выделяются с помощью дистрибуции и валентности, вторые — только с помощью валентности.