Есть основания полагать, что для ведения беседы на обиходные темы может потребоваться знание 1000-1600 наиболее употребительных слов. Несколько иначе решается вопрос о количестве лексических единиц, знание которых нужно для понимания иноязычного текста. В языке газеты, научно-популярных и литературно-художественных текстов мы встречаем значительное количество слов, которые в повседневном обиходе используются редко или практически вовсе не встречаются. Слова в письменной речи повторяются реже и обладают поэтому меньшей текстообразующей способностью. Установленный для устной речи «критический» объем наиболее употребительной лексики (1000 ЛЕ) не в состоянии обеспечить понимание текста. Общее понимание читаемого наступает, когда знакомыми являются 70% слов. Однако такое соотношение не является оптимальным, поскольку оно дает только общее, приблизительное, неполное понимание. Поскольку обучение чтению направлено на достижение более или менее адекватного понимания, в тексте знакомых слов должно быть не менее 85%, что будет соответствовать пассивному словарю в 2300-2500 наиболее употребительных слов.
На объем словарного запаса учащегося влияют условия обучения — длительность курса, количество недельных часов, метод обучения, качество и характер упражнений. Поэтому в процессе обучения возможны коррективы. Слова активного ядра словаря-минимума (1000 ЛЕ) составляют его стабильное ядро. Остальные 1500 рецептивно усваиваемых слов, надстраивающихся над активным ядром, хотя и принадлежат к наиболее существенным для понимания текста, могут претерпевать определенные изменения, вызванные смещениями в формулировках целей обучения, колебаниями в сетке часов, изменениями организационных форм обучения.
В структурном отношении словарь-минимум для средней школы состоит из двух более или менее автономных, но взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимодействующих в обучении частей: активного ядра, подлежащего как репродуктивному, так и рецептивному усвоению, и наращиваемого на это ядро пассивного словарного запаса, которым учащиеся овладевают только рецептивно.
При создании учебного словаря обычно пользуются одним, из трех существующих методов лексического отбора: первый основан на статистическом анализе текстового массива, взятого в письменной или устной форме (включение ЛЕ в словарный минимум зависит от частотности ее в тексте); другой исходит из многостороннего подхода к ЛЕ как комплексным явлениям лексического уровня языка (учитывается семантическая ценность, способность образовывать дериваты и многие другие свойства, влияющие на его коммуникативный потенциaл, а следовательно, обусловливающие его ценность для овладения определенными видами речевой деятельности); третий метод основан на использовании имеющихся частотных и распределительных словарей (частотность ЛЕ вычисляется в зависимости от того, в каком количестве словарей они зафиксированы).
Система принципов, основанная на учете ведущих факторов смысловой структуры ЛЕ, должна включать: стилистическую неограниченность, семантическую ценность, сочетаемость, строевую, словообразовательную и текстообразовательную способность, многозначность. Употребительность, измеряемую по одному какому-либо параметру, назовем частичной употребительностью. Совместный учет всех показателей (включая частотность) частичной употребительности по данной ЛЕ составит коэффициент ее суммарной употребительности. Для получения данного коэффициента нужно решить две задачи: количественно интерпретировать лингвистические свойства ЛЕ, принятые в качестве принципов отбора, и избрать процедуру их совместного учета. Решение этих задач даст возможность составить список ЛЕ по убывающим показателям их суммарной употребительности, из которого затем выделяется зона наиболее употребительных слов, по своему объему соответствующая задачам и условиям школьного курса обучения иностранному языку.
При окончательном формировании словаря-минимума будут применяться отрицательные принципы, разгружающие его от слов и их созначений, понятных и без изучения, Словник будет дифференцирован на репродуктивно и рецептивно усваиваемые части, а словарные статьи организованы таким образом, чтобы каждая единица отбора была в ней представлена раздельно.