Работа над техникой письма на первом году обучения включает в себя также работу над каллиграфией. Обучение каллиграфии иностранного языка основывается на навыках, приобретенных в процессе обучения письму на родном языке в начальных классах. Учащиеся легко производят перенос навыка написания прописных букв па соответствующие буквы латинского алфавита безотносительно к разнице в звуковом значении. Однако родной язык может интерферировать и тормозить овладение каллиграфией, когда в иностранном языке есть буквы, отличные по своему образу в целом от букв родного языка, но содержащие ряд похожих элементов. В этом случае рекомендуется прибегать к элементному письму.. Им пользуются и тогда, когда наблюдается смешение начертаний внутри изучаемого языка. Для наглядного различения похожих элементов некоторые авторы рекомендуют различного рода группировки прописных букв, например: q, у, j (общий элемент — нижняя петля); а, с, о (общий элемент — округлая линия); b, l, d (общий верхний элемент). Ошибки в каллиграфии можно в значительной степени предупредить, ес/ли момент презентации прописной буквы сопровождать объяснением, включающим в себя следующие этапы: показ прописной буквы в целом, отдельных се элементов и разграничение элементов со схожими элементами букв родного и иностранного языков; демонстрация направления движения руки при написании данной буквы; показ в прописи целого слова, в котором содержится данная буква (строчная и заглавная).
Руководствуясь теорией поэтапного формирования умственных действий, в которой последовательность овладения опытом распределяется по определенной иерархии, при рассмотрении возможных путей овладения орфографией мы будем различать деятельность, направленную на распознавание, деятельность репродуктивную, продуктивную и деятельность творческую. Методика обучения орфографии, любого языка строится в соответствии с его типологическими особенностями. В связи с этим орфографические правила имеют разный удельный вес в каждом из изучаемых в школе иностранных языков. Они могут быть связаны с образованием грамматических форм слов или объединять большие группы традиционных написаний.
К упражнениям в применении орфографического правила можно отнести также различного рода задания, цель которых состоит в систематизации изученного орфографического материала. Например: «Вспомните десять глаголов III группы и распределите их в соответствии с окончаниями: ed, ought».
Примером упражнения, требующего самостоятельного использования изученного орфографического правила в письменной речи является: «Напишите по-французски, как вы проведете выходной день» (учащийся должен будет написать большинство глаголов в будущем времени). В вопросе формулировки правил важно учитывать два момента: когда должно быть дано правило написания и как оно должно быть сформулировано. Правила даются лишь тогда, когда они распространяются на большое количество слов, и формулируются как инструкции к выполнению действий. Например: «Чтобы написать существительное во множественном числе, надо прибавить на конце s».
Упражнения в применении правил не единственный вид орфографических упражнений. Кроме него существует такой способ поступления информации об образе слова, как письма по аналогии. В этом случае возникают прямые ассоциации между записываемым словом и каким-либо другим словом, без посредства обобщающего правила. Установлению таких связей помогают упражнения, включающие письмо по предложенному образцу или же по памяти, когда учащиеся опираются на ранее усвоенный образец. Например: «Заполните пропуски в словах в соответствии с данным образцом».