Термин «письмо» в методике многозначен. Это и система знаков, позволяющая фиксировать речь графически, и сама деятельность, направленная на фиксирование речи; определенный письменный жанр (официальное письмо, дружеское письмо), а иногда и почерк (неряшливое письмо). Под письмом мы будем подразумевать деятельность, направленную на графическое фиксирование речи и ее элементов. Термином «письменная речь» мы будем пользоваться в одном из его значений, подразумевая под ней не все виды деятельности, связанные с видимой речью, а лишь выражение мыслей в письменной форме, т. е. репродуктивную сторону письменной речи.
Согласно данным психолингвистики, в основе письма как деятельности лежит фиксирование речи или ее элементов с помощью определенного графического кода. Графическое кодирование включает два основных звена: составление слов из букв и письменных сообщений из слов и словосочетаний. В том случае, когда фиксируется связное сообщение, эта деятельность может протекать одновременно (или почти одновременно) с продуцированием собственного текста либо к созданию текста в прямом смысле отношения не иметь: можно писать чужой текст под диктовку, описывать чужое высказывание и т. п. В соответствии с этим складывается и структура самой деятельности. Когда мы имеем дело с процессом письма, связанным с продуцированием собственного текста, механизм деятельности состоит из тех же элементов, что и звучащая речь плюс механизм перевода звукового кода в графический. Таким образом, в процессе репродуктивной письменной речи мы дважды прибегаем к кодированию: с помощью звукового и с помощью графического кода. Когда в процессе письма собственный текст не создается, первым этапом деятельности является обязательно декодирование. Например, мы описываем чужой текст: сперва происходит декодирование, затем кодирование, притом и на первом и на втором этапах мы имеем дело с графическим кодом. Пишем диктант: опять сперва декодирование, затем кодирование, но на этот раз на первом этапе декодируется звуковой код.
Графическое кодирование, как таковое, включает в себя ряд основных последовательных операций: звуковое представление (при воспроизведении текста, заученного пишущим наизусть), или звуковое восприятие (при записи диктуемого кем-либо текста), или зрительное восприятие, связанное со звуковым представлением (при списывании текста из книги); ассоциирование с этим представлением или с восприятием определенных графем; кинестезию в виде сочетающейся с внутренней речью двигательной деятельности при письме.
Таким образом, в графическом кодировании участвуют многочисленные анализаторы: зрительные, моторно-двигательные, артикуляционные, слуховые. Притом, если два первых участвуют всегда явно, деятельность двух последних может протекать и скрыто, в ослабленной форме. Это особенно заметно на начальных стадиях овладения письмом и почти неощутимо при усовершенствовании техники письма.
Следует заметить, что точка зрения о вторично-кодовом характере письменной речи некоторыми современными авторами оспаривается: приводятся многочисленные аргументы в доказательство того, что графический код в функциональном плане обладает существенной автономностью и не может рассматриваться как вторичный по отношению к звуковому. Однако эти же авторы не отвергают того, что проговаривание обычно имеет место, хотя объясняют его сложившейся привычкой людей. Во всяком случае, какими бы ни были причины этого явления, для методики обучения иностранному языку важен сам факт устного упреждения при создании письменного текста.