Некоторые предпосылки, необходимые учащимся для реализации промежуточных целей.
- Знание букв, умение их писать и читать («озвучивать»). Знание основных особенностей произношения (отдельных звуков, сочетаний звуков, звуков в разных позициях, ударения в слове).
- Знание основных правил орфографии и, соответственно, правил чтения. Умение опираться на них при чтении: производить звуко-буквенный анализ в случае затруднения, использовать для этого разрезную азбуку и т. д. Знание особенностей фразового ударения, основных интонационных моделей в рамках изученных речевых образцов (типовых фраз). Умение выделить в тексте наиболее существенное, логически правильно поставить ударение. Умение разметить в тексте ударение, паузы.
- Умение читать текст за определенное время. Умение постепенно увеличивать скорость чтения путем расширения поля чтения, использования опережающего синтеза (умение, в частности, читать текст с пропусками слова для развития догадки по контексту и т. д.).
- Умение переносить знания, умения и навыки на новые ситуации, в частности умение выявлять контекстные смысловые связи. Умение применить правила чтения к незнакомому материалу (умение осуществить перенос).
- Умение догадываться о значении незнакомого слова на основе его сходства с родным, по контексту, по знакомому компоненту слова. Знание основных словообразовательных элементов (некоторых суффиксов существительных, прилагательных, приставок глагола) в пределах изученной лексики. Умение в случае затруднения прибегнуть к анализу слова или предложения, выделяя в нем знакомое и новое. Умение постепенно увеличивать скорость чтения за счет некоторой автоматизации указанных действий (анализа, догадки и т. д.).
- Умение постепенно осуществлять перенос знаний, умений и навыков в чтении вслух на чтение про себя путем чтения вполголоса, шепотом, про себя с выраженными речедвижениями и движением карандаша по тексту (показ по тексту), без выраженных речедвижений с показом по тексту, без показа.
- Умение постепенно увеличивать скорость чтения.
- Умение осуществлять перенос требуемых для этого знаний, умений и навыков (например, по языковой догадке, анализу и т. п.).
- Знание изученного языкового материала (лексики, грамматики) и умение узнавать его в тексте. Знание, в частности, категориальных признаков слов, основных структурных типов предложений и умение опираться на форму слова для раскрытия его значения. Умение догадываться о значении слова по контексту, по общности с родным языком. Знание алфавита, различных словарных условных обозначений. Умение быстро ориентироваться в словаре.
- Умение от данной в тексте формы слова определить исходную, найти ее значение и соотнести затем с данной формой. Умение использовать в отдельных случаях перевод, чтобы путем соотнесения иностранного языка с родным лучше понять значение отдельных языковых явлений. Знание структуры грамматического справочника учебника и умение пользоваться им.
- Умение работать с текстом: предвосхищать содержание по заголовку, разбить текст на смысловые отрезки, выделить наиболее существенное в них путем озаглавливания, составления плана в форме вопросов к тексту, в виде тезисов и т. п. Умение фиксировать внимание только на существенном, отвлекаясь от несущественного. Умение обходить трудности (помехи), воссоздавая целостный смысл. Умение проникать в подтекст.
- Умение бегло просмотреть текст («читать по диагонали»).
- Знание некоторых особенностей газетного стиля, отдельных клише, терминов. Умение по названию статьи примерно представить себе, о чем может пойти речь дальше.
- Умение осуществлять перенос всех знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе чтения учебных текстов, на чтение несложных оригинальных текстов. Знание определенных клише, сокращений. Умение по части восстановить целое.
- Знание некоторых особенностей данного стиля. Умение догадываться о значении усеченных форм (пропуск связки, вспомогательного глагола и т. п.) по контексту.
- Умение пользоваться различными ключами для самоконтроля (в частности, цифровыми). Умение выбрать из ряда предложений отвечающие или не отвечающие содержанию текста. Умение отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, составлять план, видоизменять заглавие, пересказывать текст разными способами, реферировать его и т. д.