Конечные цели.
1. Владеть техникой чтения:
а) вслух,
б) про себя.
2. Уметь прочитать и понять любой учебный текст (текст учебника, книги для чтения к данному учебнику, книги для чтения для данного года обучения), используя выборочно следующие виды чтения в зависимости от характера текста:
1) детальное (изучающее) чтение:
а) на тексте, содержащем полностью знакомый языковый материал,
б) на тексте, содержащем отдельные незнакомые явления;
2) с общим охватом содержания (как правило, на тексте, содержащем значительное количество незнакомых явлений);
3) поисковое чтение (разновидность чтения с общим охватом содержания) ;
а) поиск заданной лингвистической информации в учебных целях,
б) поиск заданной экстралингвистической (содержательной) формации.
3. Уметь прочитать и понять оригинальные тексты, представляющие собой отрывки из общественно-политической, научно-популярной и художественной литературы.
4. Уметь пользоваться справочниками, для которых характерен своеобразный усеченный стиль (изобилие эллипсисов и т. д.).
5. Уметь выразить свое понимание прочитанного в требуемой форме, адекватной формам контроля (с учетом характера текста).
Некоторые промежуточные цели и задачи.
- Научиться опознавать иноязычные графемы и соотносить их с соответствующими звуками и звукосочетаниями, т. е. уметь соотносить графический образ слова со звуковым.
- Научиться озвучивать любой иноязычный текст, построенный на полностью знакомом учащимся материале, в соответствии с известными им правилами чтения.
- Научиться выразительно читать вслух, соблюдая основные правила произношения (в частности, интонирования) текста, построенного на полностью знакомом материале.
- Научиться с оптимальной скоростью читать подобный текст, приближаясь к скорости чтения на родном языке.
- Научиться читать и понимать текст, построенный на новых комбинациях знакомого материала.
- Научиться читать и понимать текст, содержащий и некоторые незнакомые элементы (интернациональные слова, знакомый корень слова в сочетании с незнакомым суффиксом и т. п.).
- Научиться с оптимальной скоростью читать подобный текст, не на много отклоняясь от скорости чтения текстов, построенных на полностью знакомом материале. Научиться читать и понимать текст, построенный на полностью знакомом материале.
- Научиться читать подобный текст с оптимальной скоростью, приближаясь к скорости чтения на родном языке.
- Научиться читать и понимать текст, содержащий и незнакомые элементы.
- Научиться читать подобные тексты с оптимальной скоростью.
- Научиться извлекать всю информацию из текста, полностью его понять (на уровне значений и смысла). Научиться при этом пользоваться разными способами снятия энтропии текста:
а) самостоятельно на основе переноса имеющихся языковых знаний, умений и навыков, т. е. с помощью умения идентифицировать известное;
б) с помощью эпизодического обращения к словарю, с помощью анализа формы, в отдельных случаях перевода и обращения к грамматическому справочнику.
- Научиться извлекать основную (необязательно всю) информацию путем выделения наиболее существенного, используя при этом разные способы снятия энтропии текста:
а) перенос знаний, навыков и умений,
б) эпизодическое обращение к словарю (перевод),
в) игнорирование непонятного явления, не мешающего пониманию в целом.
- Научиться осуществлять целенаправленный поиск, используя в случаях необходимости справочный материал (словарь, справочник).
- Научиться извлекать основную информацию, в частности просмотреть газету, научно-популярную статью.
- Научиться при этом пользоваться усвоенными способами снятия энтропии текста.
- Научиться при этом мысленно реконструировать текст (например, краткую биографию писателя).
- Научиться разными способами выражать понимание текста:
а) путем простой сигнализации с помощью невербальных средств (перфокарт, кодирования),
б) вербальным путем в краткой форме (ответ на вопрос по содержанию, составление плана и т. п.),
в) в отдельных случаях в развернутой форме (пересказ, отзыв).