На ленту записываются учебные задания упражнений (иногда с предупреждениями по поводу возможных ошибок), образцы выполнения, вербальные стимулы и ключи (правильное выполнение элемента упражнения). Чрезвычайно существенной особенностью таких упражнений является наличие в магнитофонных записях пауз, или пробелов, заполняемых в ходе выполнения упражнения вербальной реакцией обучаемого. Длительность пауз определяется экспериментально, как примерно равная удвоенному времени, требуемому для выполнения элемента упражнения его составителем.
Желательно, чтобы записи были выполнены носителями языка.
По системе чередования стимулов, пауз и ключей упражнения делятся на двух-, трех-, четырех- и пятитактные.
Двухтактная система применяется главным образом для повторительных упражнений, где за стимулом (звуком, звукосочетанием, знаком) следует пауза для его повторения. После этих двух тактов цикл может быть повторен.
В трехтактной системе вслед за стимулом и паузой следует ключ. Недостаток этой системы в том, что в ней не предусмотрена возможность повторения ключа, т. е. самый акт самокоррекции, имеющий весьма существенное значение.
Этот недостаток устранен в четырехтактной схеме, описываемой формулой «стимул — пауза — ключ — пауза». Вторая пауза предназначена для повторения ключа, имеющего целью либо самокоррекцию, либо, если элемент упражнения был сразу выполнен правильно, подкрепление правильного навыка.
В пятитактной схеме после второй паузы вновь следует ключ, дающий дополнительное слуховое подкрепление вербальной реакции.
Для большинства упражнений наиболее рациональна четырехтактная схема.
Самостоятельные устные упражнения различаются также по способу организации самопрослушивания.
В простейшем варианте обучаемый просто проговаривает свою вербальную реакцию, одновременно прослушивая ее без использования каких-либо вспомогательных устройств. Недостаток этого варианта, который, впрочем, вполне может быть использован в неязыковых учебных заведениях, заключается в том, что учащийся, обычно снабженный наушниками, куда ему подается звуковая программа, не всегда достаточно четко слышит свой собственный голос, что несколько ухудшает возможности самокоррекции.
В улучшенном варианте голос учащегося подается через микрофон на небольшой усилитель, а оттуда поступает в наушники, где прослушивается с полной четкостью.
Наконец, применение так называемой двустрочной записи на ленту магнитофона позволяет учащемуся повторно прослушивать все упражнение, сравнивая свой голос с голосом диктора. Эта возможность создается тем, что вербальная реакция обучаемого записывается на вторую дорожку магнитофонной ленты, не нарушая этим подачи программы, записанной на первую дорожку. После прослушивания и повторного корректирования запись на второй дорожке стирается, и лента с упражнениями вновь может быть использована для работы. Все это, конечно, весьма удобно, но требует использования индивидуального магнитофона для каждого учащегося, что во много раз удорожает и усложняет организацию массовой самостоятельной работы.